Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

знанием и определенными усилиями человек может развиться, он

может завершить себя. Развитие человека, если это процесс (это вообще не

обязательно), проходит через некоторые определенные стадии и ступени. Если

вы обратитесь к началу, вы вспомните, что было сказано об отсутствии

сознания в человеке, и тот факт, что когда человек понял это, это понимание

дает ему возможность приобретения сознания, и вы увидите, что это и есть

направление, в котором человек может развиваться. До тех пор, пока он не

понял, что является просто машиной и что все процессы, протекающие в нем,

являются механическими, он не может начать изучать себя, ибо это понимание

является началом самоизучения. Изучение должно начаться с понимания того,

что мы не обладаем самосознанием, что мы не можем осознать себя в моменты

действия или мысли. Это первый шаг. Вторым шагом является понимание того,

что мы не знаем себя, не знаем нашу машину, и как она работает. А следующим

шагом является понимание того, что мы должны овладеть методами самоизучения.

Мы наблюдаем себя всю нашу жизнь, но не знаем, что значит самонаблюдение.

Действительное самонаблюдение должно быть основано на фактах.

ГЛАВА V

133

Таким образом, одним из первых вопросов является: как помнить себя, как

стать более сознательным? Недостаточно допускать это отсутствие сознания в

себе; нужно увидеть это в фактах, проверить это личным наблюдением.

Мы не представляем себе, что такое сознание и что оно заключает в себе.

Если бы нам удалось стать сознательными хотя бы на полчаса, мы могли бы

увидеть удивительные вещи и научиться невероятно многому. Таким образом,

сознание является целью само по себе, благодаря тому, что оно дает, и оно

означает также шаг в направлении объективного сознания.

Необходимо сказать немного об этом, о том, что подразумевается под

четырьмя степенями сознания, которыми человек может обладать. Если мы

возьмем это с точки зрения познания истины, тогда во сне мы не можем узнать

разницу между тем, что истинно и что не истинно. Все вещи, которые мы видим

в снах, выглядят похожими друг на друга. В бодрствующем состоянии мы уже

имеем больше шансов распознать разницу между вещами: форма вещей

определяется нашим зрением, поверхность вещей -- прикосновением, и, до

некоторой степени, мы можем ориентировать себя путем восприятия наших

органов чувств. Таким образом, имеется объективный элемент, но сами мы

остаемся субъективными к себе. Когда мы становимся самосознающими, мы

становимся объективными к себе, а в объективном сознании мы можем знать

объективную истину обо всем. Таковы степени сознания.

В. Должны ли мы изменить наше знание, чтобы увидеть вещи такими, какими

они являются в действителвности, и узнать истину?

0. Нет, в теперешнем состоянии сознания мы не можем подойти к вещам,

какими они являются; мы должны изменить наше состояние сознания. Но мы можем

уничтожить некоторые наслоения лжи. Вещи окружены ложью. Мы можем снять

одну, две или три кожи и подойти ближе к реальности.

В. Мне не ясно, что значит высшее сознание. Как я могу думать об этом?

0. Мы поймем возможность высшего сознания тогда, когда поймем, что мы

вообще не сознательны. Мы сознательны только в редкие моменты, которые не

контролируем. В настоящее время мы находимся в двух состояниях -- во сне и в

полубодрствующем состоянии.

Теоретические сравнения состояний сознания и словесные описания не

помогут; но когда мы начнем пробуждаться, мы поймем то состояние, в котором

находимся в настоящее время. Необходимо находить моменты самовоспоминания, и

тогда, в эти моменты, вы увидите разницу. Изучая себя, вы увидите, что

можете быть весьма близки ко сну или можете быть близки к самосознанию.

Таким образом, изучение начинается с изучения этих различных состояний

134

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

в себе. Например, когда мы принимаем себя за одно или не думаем об

этом, -- тогда мы близки ко сну. Но когда мы начинаем делить себя и

узнавать, что в каждый момент говорит только одно 'я' или одна группа 'я',

тогда мы ближе к самосознанию, ближе к объективным фактам.

Имеются различные пути изучения сознания в себе. Вначале приходит

понимание того, что человек не может быть сознательным, когда он хочет

этого. Наилучшим временем, чтобы понять