Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

совершенной тишиной и покоем; в его распоряжении -

предметы, необходимые для разного рода медитаций: цветы, зерна,

минералы, скульптурные и живописные изображения, иконы. В

первом этаже может быть оборудована религиозно-философская

библиотека.

Дома творчества, иногда расположенные в пределах верграда,

но чаще за городом, не представляли бы, в сущности, ничего

нового. Не имеет смысла останавливаться здесь и на таких

учреждениях верграда, как музеи, ученые и учебные заведения,

клубы и небольшие, тихие, укрывшиеся среди зелени монастыри. Но

не лишне, мне кажется, указать на философиат - особое

культурно-просветительное и религиозно-образовательное

учреждение. У этого учреждения имелись бы черты, роднящие его с

Домами культуры нашего времени. Философиат организовывал бы и

предоставлял помещение для выставок, лекций, кружковой работы,

собеседований, конференций; его сотрудники вели бы широкую

работу среди населения. При этом огромное внимание уделялось бы

вовлечению в русло религиозно-научного и

религиозно-художественного творчества детей и юношества. О,

религиозный элемент ни в коем случае не может навязываться и

преподноситься в виде надоедливых рацей и сухих схем,

внедряться в сознание в качестве готовых и неукоснительных

моральных норм. Он действует вглубь: он развивает в человеке

чувство прекрасного, чувство великого, чувство глубокого и

высокого; чувство метаисторическое и чувство космическое;

любовь к природе и любовь к культуре; любовь к человеку и ко

всему живому: восприятие мира как ряда просвечивающих друг

сквозь друга слоев. И из этого формирующегося мироотношения

органически возникают и определяются этические и религиозные

требования к самому себе. Воспитание Розы Мира не опутывает

человека сетью нормативов, выработанных без его участия и не

считающихся с его индивидуальностью. Наоборот: оно пробуждает в

самом человеке внутренний источник религиозно-нравственной

деятельности, способствуя всячески его проявлению и помогая

кристаллизации вытекших из этой глубины духовных струй в образы

творчества, в осознанные веления этики, в принципы

самовоспитания.

По мере роста религиозно-культурного строительства

верграды будут сооружаться все в большем числе городов, а в

крупных городах-по нескольку, пока ими не окажутся насыщены все

города земного шара. Отдельные же компоненты верграда, в

особенности храм Солнца Мира, храмы Стихиалей и философиат,

могут быть воздвигаемы и независимо от остального ансамбля.

Так свяжутся верграды с массивами городов, войдут в толщу

жилых кварталов, в глубину жизненных интересов, в

повседневность широчайших народных масс. Подле них или даже

внутри них могут воздвигаться и храмы других вероисповеданий.

Сердце же верграда - это храмы Солнца Мира, Синклитов и

Стихиалей. И, заканчивая очерк о предстоящих универсальных

преобразованиях, я считаю необходимым хотя бы бегло осветить их

назначение, их устройство и неотъемлемый от них, как дыхание,

многообразный культ.

ГЛАВА 3. КУЛЬТ

Провиденциальные силы на страже всегда. Они всегда готовы

прийти на помощь каждому из нас. Они постоянно трудятся над

каждым из нас - над его душой и его судьбой. Каждая душа -

поприще их борьбы с демоническим началом, и вся жизнь души -

непрерывная цепь выборов, встающих перед Я, - выборов,

усиливающих или парализующих помощь ему со стороны светлых

начал.

Душа подобна путнику, перебирающемуся через шаткий мост. С

другого берега протягивается к ней рука помощи, но, чтобы

принять эту помощь, путник должен протянуть руку и сам. Такою

рукой, протягиваемой навстречу силам Света, является каждый

благой выбор, каждый правый поступок и каждое светлое движение

души, и в том числе молитва. В этом и заключается зерно ответа

на вопрос: зачем молитва? и зачем богослужение? Слово 'молитва'

я употребляю здесь в очень широком смысле. Это и уединенная

беседа души с Богом или с сотворящими Ему силами Света; это и

состояние умиления, благоговения и духовного восторга,

охватывающее сердце при созерцании Прекрасного, Высокого или

Великого; это и тот катарсис, через который поднимают душу

человека окрыляющие произведения искусства; это и участие ее в

очищающих и возвышающих действиях