Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

планеты-сада.

Так выступает перед внутренним зрением грядущий человек

облагороженного образа.

Из этой характеристики ясно, на развитие каких задатков

натуры будут направлены в основном воспитательные и

образовательные усилия.

В отрыве от природы развитие этих свойств было бы крайне

затруднено. Поэтому основным типом общеобязательной средней

школы мне представляется колледж-интернат, расположенный или за

городом, или на окраине города. Те же колледжи, которые будут

обслуживать детей, живущих в городской обстановке дома, должны

по крайней мере обеспечивать их летними выездами за город на

все лето. И если классные занятия будут продолжаться не восемь

или девять месяцев в году, а только семь, и если срок обучения

в начально-средней школе займет не десять, а двенадцать или

тринадцать лет - в этом нет ничего страшного. Ведь впереди не

будет ждать молодежь никакое жерло воинской повинности; никакая

гонка вооружений или соревнование между двумя

политико-экономическими системами не будет подхлестывать

жизненного темпа, и если человек будет заканчивать свое высшее

образование даже к тридцати годам, это будет означать только

то, что он выходит в жизнь не узким специалистом, а человеком в

полном смысле этого слова.

Не должно отпугивать и дискредитированное слово

'интернат'. Никакой изоляции учеников от жизни такой интернат

не предполагает. Учащихся свяжут с обществом многообразные

нити: рабочая помощь - с крестьянскими хозяйствами,

художественная самодеятельность - с клубами и со школами

открытого типа, выходные дни - с семьей, спортивные праздники -

с молодежными организациями, экскурсии - с музеями, заводами,

научными учреждениями, путешествия - с различными культурными и

общественными слоями своей страны и других стран. Называть

такое заведение закрытым можно только условно. Цель, ради

которой детям стоит большую часть времени проводить в стенах

колледжа, заключается, конечно, не в отрыве их от жизни или от

семьи, а совсем в другом. Такой уклад обеспечивает наиболее

целесообразное использование времени, позволяет более

многосторонне воздействовать на ученика и способствует развитию

чувства коллектива.

От педагогов таких школ потребуются, конечно, особенно

внимательная подготовка, тонкий педагогический такт и глубокое

понимание своей задачи. Надо, чтобы интернат стал чем-то

средним между товариществом и семьей. Все, отдающее казенной

сухостью, чинной официальностью, начальственной холодностью, а

тем более муштрой, не должно сметь приближаться к этому зданию

на пушечный выстрел. Ведь личность, формирующаяся здесь, должна

быть способна жить в обществе, основанном на добровольности, а

не на принуждении. Конечно, система запретов, наказаний и

поощрений в какой-то мере останется, особенно вначале. Но она

будет играть только подсобную роль и сведется к минимуму.

Следует не внушать страх перед наказанием, а развивать

качества, делающие совершение недолжного невозможным. Не страх

и не тщеславие будут мешать воспитаннику лгать, обижать

слабейших, пренебрегать учением, совершать поступки

антиобщественные, антитоварищеские или жестокие по отношению к

животным: это постепенно будет становиться для него невозможным

потому, что ему помогут полюбить дружелюбие, правдивость,

храбрость, сострадательность. С малых лет ему привьют вкус к

труду, вкус к творчеству, вкус к внутренней и внешней

культурности. Только из этого может проистекать органично и

естественно отвращенье к безделью, отвращенье к невежеству,

отвращенье к жестокости, бездушию и себялюбию. Я не педагог, да

и не место здесь было бы выдвигать подробные методологические

проекты. Здесь можно говорить лишь о задачах педагогической

системы Розы Мира и о ее основных принципах.

Религиозно-этическое и религиозно-художественное

воспитание учтет, надо полагать, прискорбный опыт таких

архаических дисциплин, как, например, печальной памяти 'закон

Божий'. Не замкнутым в неподвижные кристаллы догматики, не

затиснутым в одну узенькую дисциплину, непримиримо

противоречащую всем остальным, должно оно быть, а действительно

воспитанием, пронизывающим и освежающим все. Спорт, купанье,

прогулка, садоводство, цветоводство, возня с животными, игра -

все