Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

кары - отнюдь, впрочем, не церковные.

За тысячу лет своего существования русская церковь насчитывала

среди своих святых едва ли десяток мучеников за веру. Теперь

эта недостача была пополнена в изобилии. Тысячи священников и

верующих мирян погибли в тюрьмах и трудлагерях. Храмы

подверглись закрытию и разрушению либо превращению в склады,

мастерские или общежития. Истребительный самум обращал в груды

щебня и те храмы и монастыри, которые пользовались мировой

известностью как уникальные памятники искусства. Колокола,

веками катившие над городами и полями России волны благовеста,

отзвонили в последний раз и, сброшенные с разломанных

колоколен, были отправлены как металлический 'утиль' на

переплавку. К середине 30-х годов в Москве из 600 действующих

церквей уцелело едва ли 40, а в Киеве, например, остался

открытым один-единственный собор. Судьбу православной церкви

разделили и все другие вероисповедания.

К тому времени уже давно было сконструировано, свинчено и

поваплено то, что долженствовало заменить собою церковь как

водительницу душ, как учительницу жизни, как массовую

организацию. Эта квазицерковь приняла от своей предшественницы

и ее исконную догматическую неколебимость, и свойственное ей

сочетание централизованности с демократизмом, и ее систему

сурового внутреннего подчинения, и ее претензии на роль

единственного индикатора истины. Постарались имитировать даже

то душевное тепло, которое свойственно церкви. Идейное и

структурное единство партии охранялось такими же беспощадными

мерами, какими некогда, в века своего становления, христианская

церковь оберегала свое единство, вступая в жестокую борьбу с

любой ересью. А исключение провинившегося члена из лона

квазицеркви стало таким же страшным наказанием и воспринималось

несчастным столь же трагически, как в средние века

воспринималось отлучение от церкви.

Мало-помалу квазицерковь выработала и квазикульт. Вместо

жалких, кустарных антирелигиозных маскарадов в дни церковных

праздников упор был взят теперь на устройство грандиозных

массовых шествий, парадов и помпезных действ в дни праздников

революционных, на хоровое исполнение партийных квазипсалмов и

квазиакафистов и на поклонение квазимощам, покоившимся в

квазихраме у стен Кремля.

Средствами экономического и внеэкономического принуждения

на службу квазицеркви было привлечено все - от художественной

литературы до цирка, от сцен ведущих театров до ресторанных

эстрад. Стержнем же этой системы было сделано так называемое

просвещение, то есть лестница образовательно-воспитательных и

научных учреждений от детских садов до Академии наук СССР.

Человек какого образа воспитывался этой всеобъемлющей

педагогической системой? Каков был ее идеал?

Она развивала в испытуемом смелость, ибо смелость эта была

нужна государству для борьбы с врагами и для грядущих боев за

всемирную власть. Воспитывалась воля, но такая воля, которая

покорна государству и квазицеркви и тверда в осуществлении их -

и только их - директив. Воспитывалось чувство товарищества, но

товарищества по отношению только к тем, кто неукоснительно и

твердо отстаивал дело именно этого государства и этой

квазицеркви. Воспитывались правдивость и честность, но

честность особого рода: такая честность, когда человек, не

колеблясь, предаст товарища, друга, отца, выдаст любую

доверенную ему тайну, если они хотя бы в деталях противоречат

интересам государства и указаниям квазицеркви. Воспитывалось

творческое отношение к труду - все ради эффективности трудовых

процессов в интересах той же квазицеркви и того же государства.

Поощрялась жажда знания, но направлялась она по строго

определенному руслу: такому руслу, которое обеспечивало

технический прогресс и формирование определенной идеологии. Все

это окрашивалось тщательно культивируемой, выращиваемой,

питаемой, поливаемой, подогреваемой ненавистью к врагу, причем

врагом считался каждый мыслящий иначе, чем квазицерковь. В

итоге получалась развитая, энергичная, жизнерадостная,

целеустремленная, волевая личность, по-своему честная,

по-своему идейная, жестокая до беспощадности, духовно узкая,

религиозно-невежественная, зачастую принимающая подлость за

подвиг, а бесчеловечность - за мужество и