Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

В тропическом поясе развернутся

широчайшие работы по расчистке лесов Конго, Нигера, Амазонки,

Ориноко и по превращению их в высококультурные области. Из

стран, страдающих от перенаселенности, организуется эмиграция

трудового населения в районы, соответствующие его климатическим

и культурно-бытовым навыкам. Добровольные переселенцы,

пользуясь развитой техникой и обеспеченные всеми необходимыми

жизненными средствами, приступят к превращению этих районов в

высокопродуктивные сельскохозяйственные площади. Для облегчения

экономических связей, для вовлечения отсталых участков во

всемирный товарооборот и культурный обмен, сотни миллиардов

вкладываются в развитие международного транспорта и средств

связи. К тому времени преимущества пассажирской авиации перед

наземными средствами сообщения станут еще заметнее, чем теперь.

Однако рельсовый транспорт, во всяком случае какие-то его

разновидности, долгое время еще будет оставаться наиболее

массовым, демократическим средством сообщения; сохранит он за

собой преобладание и в качестве грузового транспорта на большие

расстояния. Меридиональные и широтные трансконтинентальные

магистралей перевяжут материки вдоль и поперек, подобно тому,

как в магазинах перевязывают, упаковывают приобретенный

покупателем абажур. Я отлично понимаю, что направление этих

линий определится в свое время на основании развития тех

культурно-экономических связей, которые сейчас можно предучесть

лишь с ошибками и большими пробелами. Но я почему-то до сих

пор, раздумывая над картой мира, люблю испытывать чисто детское

удовольствие, когда прикидываю возможное направление этих

трасс. Мне приятно думать, например, что намеченная еще в

прошлом столетии магистраль Кейптаун - Каир завершится,

наконец, постройкой и будет продолжена через Кавказ до

Петрограда, а другая, начавшись от того же Кейптауна, пересечет

всю Западную Африку и по двум подводным туннелям - под

Гибралтаром и Ла-маншем - достигнет Лондона. Мое воображение

радуется при мысли о магистрали Эфиопия - озеро Чад -

Сенегамбия и еще больше - об огромнейшем афро-азийском железном

пути от Сайгона через Калькутту, Багдад и Каир до Касабланки.

Мне кажется, что давно напрашивается сама собой и, конечно,

будет построена трансевразийская магистраль, которая свяжет

страны Южной Европы со Средней Азией, в Алма-Ате соединившись с

дорогой, пересекающей Тянь-Шань и Синь-Цзян и достигающей

Пекина. Мне грустно при мысли, что я не доживу до постройки

великого пути из Москвы через Ташкент и Кабул до

благословенного Дели и что только мои правнуки или праправнуки

проедутся на экспрессе Мадрас - Лхасса - Иркутск - Норильск. Я

ищу некоторого утешения в мысли, что полярная магистраль в

Сибири будет закончена быстрее, связавшись через Воркуту с

Центральною Европой, а через туннель под Беринговым проливом -

с железнодорожной сетью Америки.

Ну вот, я пожертвовал полстраницы этим ребяческим мечтам.

А теперь - забавы в сторону.

На известной исторической стадии перед Розой Мира и всем

человечеством возникнет дилемма: либо Всемирная федерация и

дальше будет продолжать существовать как таковая, либо

универсальное государство, преобразуемое в Братство, должно

сначала быть превращено в космополитический монолит, -

космополитический в том смысле, что этнографические и

культурные особенности наций будут, конечно, уважаться и

оберегаться, но антагонизмы между ними ослабнут уже настолько,

что административно-политическое устройство всех стран можно

будет сделать единообразным, лишь с минимальными местными

уклонениями. Борьба между собой сторонников обоих путей

развития ничем уже, вероятно, не напомнит

социально-политических конфликтов прошлого: это будет борьба

идей, протекающая на высоком нравственном уровне, и борющиеся

будут располагать лишь одним оружием: словом. После длительной

всенародной дискуссии новое голосование разрешит вопрос, и если

Федерация станет превращаться в монолит, то верховный наставник

Розы Мира, проявивший себя как глава сторонников Федерации,

добровольно уступит пост своему идейному противнику.

Есть известная логика технического развития, логика

цивилизации. Каковы бы ни были убеждения и идеалы человека, но

если он способен