Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

чествований, массовых

богослужений, шествий, спортивных состязаний, освобожденных от

их прежней бездуховности и сопряженных теперь с культом светлых

стихиалей; они будут центрами религиозно-просветительной,

религиозно-художественной, религиозно-научной работы,

источниками солидарности, радости и совершенствования.

Чтобы не подвергать коренной перестройке центральную часть

городов, верградам будут отведены, вероятно, большие районы на

окраинах жилого массива. В глубь этого массива от верграда

устремятся несколько широких зеленых полос или лучей. И хотя,

рисуя подобные картины будущего, не следует вдаваться в

подробности, потому что именно подробности наверное не совпадут

с ее штрихами, когда эта картина из будущего станет настоящим,

я тем не менее не могу отказать себе в наслаждении рассказать

об этом один раз подробнее, чем надлежит. При этом я подчеркну,

что некоторые названия совершенно условны, они придуманы мною,

чтобы отличать одни объекты изображений от других. Таковы,

например, названия зеленых полос, соединяющих верград с

городским массивом и предназначенных для празднеств, для отдыха

и прогулок, для торжественных шествий; Золотой Путь,

Триумфальные Сады, и третий - парк, имеющий особое,

художественно-историческое значение. Все эти три парка -

начинания совершенно своеобразного назначения и характера.

Это - ансамбли, возведенные на высшую ступень

художественного качества и сочетающие богатые древонасаждения с

мощными скульптурно-зодческими сооружениями: арками и

памятниками, лестницами и фонтанами, а главное - с

монументальными группами еще небывалых жанров. Для всех них

подножием представляется море цветов с газонами и водоемами.

Эти парки создадутся для того, чтобы через высокое эстетическое

наслаждение развивать чувство стиля и художественного вкуса,

чувства историческое и метаисторическое, чувство культурного

универсализма и общечеловечности.

Одним из таких парков мне представляются Триумфальные

Сады, соединяющие верград с исторически сложившимся центром

города: они посвящены историческим воспоминаниям данного

народа. Представить себе будущую Москву, например, без

Триумфальных Сладов нашим потомкам будет так же трудно, как нам

- вообразить нашу столицу лишенной Кремля. Применить к этим

Садам старое наименование парка, а тем более проспекта или

бульвара, было бы невозможно. Широкое зеленое пространство с

монументальными древесными купами, лужайками и целыми рощами,

окаймленное по сторонам проездами с узорчатою мостовой из

разноцветного камня, устремляется от загородных холмов над

рекой, где расположен храм Солнца Мира*, к Кремлю. Проезды

отделяют его от фасадов зданий, то повышающихся - на углах

перекрестков - до размеров, схожих с высотными зданиями, то

понижающихся до нескольких этажей: это - культурные учреждения,

отели, жилые дома; местами они отступают несколько вглубь,

давая место площади или партеру. Сам зеленый массив прорезается

в детину главною пешеходною дорогой, а вправо и влево от нее

ответвляются извилистые дорожки, образуются поляны и цветники,

а среди могучих древесных групп и куртин открываются, здесь и

там, скульптурные сооружения нового типа. О, они будут

разнообразны почти до бесконечности. Мне представляется,

например, следующий странный жанр. На от крытом цоколе,

прямоугольном и вытянутом, к которому ведут с трех сторон

низкие пологие ступени, возвышается стена, облицованная

мрамором: красным или зеленым, серым или розовым. Ее вытянутая

поверхность - лишь фон. Частью почти в одной плоскости с ней,

частью выделяясь из нее как горельеф, частью же свободно перед

ней поставленные, композиционно связываются между собой

многочисленные группы фигур: в некоторых случаях - бронзовые, в

других - мраморные, но цвет мраморных фигур не совпадает с

цветом мраморного фона, а составляет с ним тонкий и

выразительный контраст. Так запечатлеваются в камне и металле

великие события давно отшумевших времен национальной истории:

принятие христианства, битва на Куликовом поле, возвышение

Москвы, драматические коллизии Смутного времени и великолепная

деятельность Петра - все, вплоть до эпопей мировых войн и

Великой Революции. Не угадаешь, сколько таких