Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

первый этап, только необходимое

условие для умственного и духовного расцвета. В XXI веке

человек будет так же мало восторгаться этим достатком или

изобилием, так же мало обращать на него внимания и переживать

его душевно, как современный житель Нью-Йорка или Москвы

относится без интереса и восторга к существованию, например,

канализации или автобусного сообщения. Человек следующего

столетия будет пользоваться материальным достатком, а позднее

изобилием - и только. Что же до покорения природы - понятия,

носящего агрессивный, империалистический, чуть ли не

колониалистский оттенок отношения человека к природе, то ему в

противовес выдвинется идея гармонизации взаимосвязей между

природой и человеком. После четкого осознания двойственного

характера природы, ее провиденциальных и демонических начал,

человек вмешается в жизнь природы таким образом, чтобы босого я

с демонизмом в ней, а с ее светлой стороной установить

теснейшее взаимопроникновение. Он будет озабочен не только тем,

чтобы извлекать из нее новые и новые энергетические ресурсы, но

и тем, чтобы способствовать духовному развитию животного

царства, гармонизировать отношения между видами,

совершенствовать растительное царство и весь природный

ландшафт, а со светлыми стихиалями установить отношения любви и

дружбы.

Действительным пафосом тех эпох будут возрастание духа

любви - во-первых; творчество, точнее богосотворчество во

множестве видов и форм - во-вторых; просветление природы -

в-третьих; разрушение преград между физическим миром и другими

мирами - в-четвертых; радость жизни, кипящей и в Энрофе, и во

многих других мирах, - в-пятых; и высшие формы богопознания -

в-шестых. Устремление к такому будущему - вот что отличит

человека облагороженного образа от человека всех предыдущих

культурных ступеней.

Чем же может характеризоваться умственный облик такого

человека?

Непрерывно растущей жаждой знания, которая питается

непрерывно растущей эрудицией; навыками самостоятельного

мышления и интеллектуальной независимостью; свободным и

счастливым чувством преклонения перед явлениями Глубокого и

явлениями Великого.

Что характеризует его эстетический облик?

Развитие неотъемлемой потребности художественных

впечатлений; высокоразвитый вкус; знание и понимание искусств

прошлого и их памятников; органическая потребность в

художественном творчестве, хотя бы и малого диапазона;

свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями

Прекрасного.

Что характеризует его облик нравственный?

Деятельная доброта к окружающим; способность горячего

сострадания и сорадования; чувство единства общечеловеческого;

чувство единства космического; свободное и счастливое чувство

благоговения перед явлениями Высокого.

Что же характеризует его облик религиозный?

Живое переживание нашего материального слоя как одного из

слоев Шаданакара; внутренняя работа над раскрытием органов

духовного воспринимания; вседневное ощущение жизни как

мистерии; знание религиозных форм прошлого и настоящего; умение

со-веровать всем религиям, то есть понимать опыт и учение

каждой из них как отражение одного из рядов духовной

реальности; императивная потребность собственного участия в

религиозной жизни и творчестве человечества; способность к

чувству захватывающей радости от участия в них.

Чем же, наконец, может характеризоваться внешний, телесный

облик такого человека?

Мне кажется, его телосложение будет стройным, движения

пластичными, походка легкой, мускулатура гармоничной, а лицо -

открытым, высоко интеллигентным, исполненным приветливости и

как бы светящимся изнутри. Потому что в основу физического

развития кладется заповедь о дружбе со светлыми стихиалями; ею

с детства пронизываются спорт, танец, игра. И еще потому, что

он отчетливо сознает двойственность природы и не дает проникать

в свое существо инвольтациям темных сил. Как солнечное дитя,

проходит он сквозь свои ранние годы, и воистину юного бога

напоминает он, вступая в молодость. В легкой одежде по цветущей

земле идет он, ее сын, ее друг и ее преобразователь, старший

друг птиц и зверей и собеседник ангелов, строитель

прекраснейших городов, совершенствователь гор, лесов и пустынь,

хозяин