Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

жертв несет и он. Едва начинает в 1945 году

иссякать этот источник гавваха, как человекоорудие Урпарпа уже

спешит озаботиться о новом. Воевать больше нельзя - военные

ресурсы истощаются, да и враг сумел забежать вперед, изобретя

атомную бомбу; значит, надо обеспечить новые потоки гавваха в

условиях международного мира.

Начинаются массовые репрессии. Без разбора, без смысла, с

нескончаемой фабрикацией дел на пустом месте, со зверскими

пытками, и с таким режимом в некоторых 'спецлагерях', перед

которым меркнут Освенцимы и Бухенвальды. Разумеется, сейчас мы

еще не располагаем точными цифровыми данными о жертвах этого

периода. Несомненно, однако, что цифры погибших в лагерях с

1945 по 1953 год составляют несколько миллионов, а если

прибавить сюда погибших раньше, а также тех, кого массовое

досрочное освобождение при Хрущеве вызволило из лагерей на краю

могилы, придется забыть о прежних единицах счета и перейти уже

к операциям с десятками миллионов.

Пытаясь осмыслить происходившее, люди становились в тупик.

Пробовали объяснить зверства происками и коварными замыслами

тех, кто, по ошибке вождя, был поставлен руководить системой

безопасности. Этому способствовал и сам вождь, время от времени

устраняя и сурово наказуя своих ставленников. Вслед за

казненным Ягодой канул в пучину Ежов, за ним Абакумов, а сейчас

же после смерти вождя - тот, кто руководил системой

безопасности по высочайшему повелению в течение 15 лет. Всем

было ясно, что подобные мероприятия не только не вызывались

соображениями государственной пользы, но, напротив, находились

с этими интересами в вопиющем противоречии. Это будет ясно

всякому историку. А метаисторику, сверх того, ясно, что в этих

океанах гавваха не были заинтересованы на Жругр, ни игвы, ибо

они питаются не гаввахом, а психическими эманациями

государственного комплекса человеческих чувств. В глазах

метаисторика этими деяниями Сталин разоблачил себя уже не в

качестве орудия третьего уицраора, а в качестве орудия самого

Великого Мучителя, ибо только Гагтунгр и демоны Гашшарвы были

заинтересованы в притоке этих неслыханных объемов гавваха.

Таким образом, уясняются оба компонента того, что мы можем

назвать в этом существе гениальной способностью к

тиранствованию: жажда самоутверждения и активная жестокость,

доведенная до почти экстатической напряженности.

Но ведь Сталин и поныне пользуется репутацией великого

государственного деятеля - замечательного политика и дипломата,

выдающегося полководца, первоклассного организатора, даже

крупного деятеля культуры. Присмотримся: каковы главнейшие

государственные задачи Сталина до второй мировой войны?

Думается, их можно определить так: укрепление своего

абсолютного единовластия и разгром какой бы то ни было

оппозиции; борьба с духовностью; коллективизация сельского

хозяйства; индустриализация; подготовка военной машины к

отражению возможного нападения и к собственному прыжку на

Запад, Восток и Юг; создание благоприятной для этого

международной ситуации; максимальное сбережение человеческих

ресурсов Советского Союза для последней схватки с

капиталистическим миром.

Однако для укрепления собственного единовластия и полного

разгрома всякой оппозиции совершенно нет надобности быть

великим государственным умом. Достаточно быть гениальным

тираном. Достаточно им быть также и для борьбы с духовностью

теми методами, какими вел ее Сталин. О том, насколько

антигосударственными были методы коллективизации, я уже

говорил; добавлю теперь, что роковое отставание страны в

производстве продуктов сельского хозяйства объясняется не

только несуразностями самой коллективизации, но той политикой

выжимания всех соков из крестьян и тем неумелым

хозяйствованием, которыми отличался весь аграрный курс Сталина

с начала и до конца. Имело немалое значение и то, что упор на

чрезмерную убыстренность темпов развития тяжелой индустрии

вырвал из деревни огромные массы людей; еще большие массы

вырвала Отечественная война, а после войны не было сделано

ничего, чтобы стимулировать возвращение людей на землю и

активно заинтересовать их в повышении производительности

сельскохозяйственного труда. Слепая вера