Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

чтобы

отрицательные качества заменить их противоположностями. Чтобы

всякий, обращаясь к представителям власти или входя в

учреждение, встречают не бюрократов с профессионально

притупившейся от монотонной службы способностью сочувствия и

участия и не односторонних фанатиков, пекущихся о соблюдении

лишь государственных интересов, но братьев.

Из тех особенностей, которыми всемирное Братство будет

отличаться от государства, а человек облагороженного образа -

от предыдущих психологических формаций, я отметят здесь лишь

некоторые, те, какие нетрудно различить даже из нашего

временного отдаления. Но проявятся со временем и многие другие

черты, их трудно вообразить или предугадать теперь; они

постепенно начнут уясняться взору и мысли только будущих, более

одухотворенных поколений.

ГЛАВА 2. ВНЕШНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Заговорив о проблеме воспитания человека облагороженного

образа и о связанных с этим проблемах преобразования

государства в Братство, а планеты - в сад, я временно выключил

из поля зрения другую огромную проблематику. Это - проблематика

тех внешних социально-политических, экономических и культурных

мероприятий, которые будут способствовать водворению всеобщего

материального благосостояния и гармонизации человеческого

общества.

Мне думается, что весь период между возникновением Розы

Мира и ее приходом к этическому контролю над государственной

властью надлежит рассматривать как подготовительный. В этот

период сложится ее структура, сформируются и размножатся ее

организации - религиозные, политические и культурные.

Всесторонне разработается ее учение и ее конкретная

историческая программа; развернется широчайшее

проповедничество, письменное и устное, во всех демократических

странах и на всех языках. А те ее кадры, которые в начале

ограничивались десятками или сотнями человек, превратятся в

многомиллионное всемирное содружество. Во всякой стране, где в

этот период существование Розы Мира может быть допущено

конституцией, допустимо и участие ее политических организаций в

общенародных выборах наряду с другими партиями. Ясно само

собой, что с уст ни единого из ее агитаторов или кандидатов во

время предвыборной борьбы (равно, впрочем, как и во всякое

другое время) не должно срываться ни слова лжи, клеветы,

легкомысленных обещаний, саморекламы, дискредитации

противников, даже просто непроверенных утверждений. Им подобает

вести себя так, чтобы в глазах народов на Розе Мира не было ни

единого пятна. Ей надлежит одерживать политические победы не

вопреки своим этическим заповедям, но благодаря им.

Вероятно, Роза Мира будет приходить к контролю над

государственной властью разновременно в различных странах. И

возможно, что несколько таких стран смогут объединиться в

конфедерацию гораздо раньше, чем возможность объединения

всеобщего станет реальностью. Но социальная и политическая

обстановка на протяжении этого подготовительною периода может

быть столь пестра и столь непредрешима, что непредрешимы и те

пути, которыми Роза Мира, как всемирная разветвленная

организация, придет к контролю над властью во всемирном

масштабе. Можно только сказать, что так как на подобный шаг она

будет иметь право лишь при соблюдении нормальных

демократических процедур и лишь располагая большинством голосов

во всех странах, то надо предположить, что решающий акт будет

иметь форму, схожую с каким-нибудь референдумом или

плебисцитом. Легко представить, что такой референдум даст ей

победу в большинстве стран, но не во всех. Время, однако, будет

работать в ее пользу, ее идеалы и методы будут привлекательны

для таких необъятных человеческих масс, что по прошествии

нескольких лет второй референдум привлечет во Всемирную

федерацию последние из сопротивлявшихся государств. Тогда

начнется первый этап ее этического контроля над всемирной

государственной властью, причем национальные соборы Розы Мира

примут контроль над национальными правительствами.

Если всеобщее полное разоружение не будет достигнуто

раньше этого момента, то закон о немедленном, всеобщем,

абсолютном разоружении станет, надо полагать, тем, чем Роза

Мира ознаменует свой приход к этическому контролю.