Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

переплетется с веселыми, поэтичными, радостными действами,

вводящими в культ стихиалей. Учение, занятия искусствами,

чтение, пение, посещение музеев и храмов, беседы на темы

культуры, истории и метаистории соприкоснутся с глубокими и

торжественными обрядами, вводящими в культ синклитов.

Насыщенный, деятельный день, обогативший ум и сердце, хорошо бы

завершать чтением вслух священных книг - не более одной главы

ежевечерне, и чтобы читали при этом вслух поочередно все -

мальчики и девочки. Великое будет несчастие, если такой уклад

выродится где-нибудь, благодаря неподготовленности учителей, в

цепь нудно-обязательных повинностей. Задача в том, чтобы

раскрыть перед каждым ребенком внутреннюю поэзию, красоту,

глубину и возвышенность этих религиозных действий. Если же все

это будет понято и почувствовано - возникнет потребность в них,

не нуждающаяся ни в каких подталкиваниях.

Но избежать введения в программу некоего учебного

предмета, посвященного специально миру религиозных идей,

конечно, не удастся: наряду с развитием собственного

религиозного мира чувств в душе ученика требуется и наличие у

него систематически приобретенных религиозных знаний. Мне

думается, что такие знания ученик мог бы черпать из специальной

дисциплины - всеобщей истории религий, излагающей со всею

объективностью, какая только возможна, духовную эволюцию

человечества. Ее надо будет тесно увязать с курсом политической

истории, который в свою очередь должен быть сильно расширен и

образно оживлен путем включения в него материалов по истории

искусств, наук, философии и материальной культуры. И, само

собой разумеется, эти дисциплины обогатятся, насколько будут

позволять время и средства, демонстрацией фильмов, устройством

выставок и телепередач, кружковой работой, посещением храмов

различных конфессий и очагов народной религиозной жизни.

Вообще, заботливо пестуется и всячески поощряется

творческое начало: взращиваются малейшие ростки музыкального,

словесного, сценического, архитектурного, живописного,

философского, религиозного творчества. Культивируется, как уже

сказано, творческое отношение ко всякому труду, отвращение к

насилию, к разрушению, к подавлению чужой воли.

О допущении таких забав, как рыбная ловля, охота или

составление энтомологических коллекций, не может быть и речи.

Какая там охота! Хороши были бы педагоги, пекущиеся на словах о

развитии доброты и любви и в то же время спокойно созерцающие,

как их воспитанники развлекаются мучениями животных. Начинать

придется, вероятно, с категорического запрещения подобных

забав, а потом отвращение к мучительству живых существ станет

органически вытекать из любви к ним, любовь же разовьется через

уход за прирученными животными. Постепенно чувство близости

стихиалей начнет пронизывать повседневную жизнь; будет

тщательно поддерживаться состояние готовности к этому

восприятию. Организм закаляется физическими упражнениями,

одежда облегчается, тело открывается прикосновениям стихий,

насколько позволяет климат, обувь упраздняется, исключая часы

пребывания в морозную погоду под открытым небом.

В связи с этим мне приходится коснуться одной группы

приемов, более частной, подсобной, но, на мой взгляд,

практически важной.

По-видимому, уже недалеки те времена, когда открытие

естественными науками особого рода излучений земной поверхности

заставит изменить взгляд на многое. Экспериментальное

исследование установит, что различным ландшафтам свойственны

различные виды и степени этого излучения и что оно, проникая в

нас через прикосновение, то есть через подошвы ног, а при

купании - через всю поверхность тела (в слабейшей степени -

через воздух) беспрерывно и мощно воздействует на человека - не

столько на его организм в целом, сколько на нервную систему и

психику. Однако с излучениями, исходящими из раскаленных недр

земного шара, эти эманации верхнего слоя коры не имеют никакой

связи. Выяснится также, что материальная среда населенных мест,

в особенности их почва и, в меньшей степени, стены зданий,

отдают эманацию другого типа, оказывающую на нас несколько

иное, но не менее благотворное воздействие. Позднее будет

установлено, что почва есть как бы резервуар, накапливающий,

хранящий и