Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

технический прогресс и раскрытие гигантских

ресурсов энергии предопределили будущее 'дикой природы' с

полной очевидностью. Дилемма заключается не в выборе между

дикой природой и природой-садом, а в выборе между

природой-садом и антиприродой.

Под антиприродой я понимаю превращение больших районов, а

потом и всей поверхности суши в урбанизированный комплекс с

включением в него изувеченных остатков природы ради извлечения

из них гигиенической пользы и физиологического удовольствия.

Под природой-садом я разумею превращение больших районов,

а потом и всей поверхности суши в чередование парков горных,

парков луго-лесных, обрабатываемых при помощи высшей техники

полей, заповедников девственной природы, резерваций для

животных, городов-садов и сел-садов - с тем, чтобы не только

жизнь человечества, но и жизнь животного царства, растительного

царства и стихии поднять до возможной гармонии, а мировой

ландшафт возвести на высокую художественную ступень.

В этом труде усилия многих наук и многих искусств

скрестятся с религиозно-этическим воздействием учения о

стихиалях. Новые масштабы, новые требования, новые технические

и декорационные приемы превратят старое искусство сада в нечто

принципиально новое - не только по объему, но и по качеству.

Оно сомкнется с монументальным зодчеством и скульптурой. Оно

подчинит себе и лесоводство, и цветоводство, и агротехнику, и

селекцию, и декоративную живопись, и зоогогику, и мелиорацию, и

озеленение пустынь и многое другое. Искусство это объединит

усилия самых различных профессий и квалификаций, и возможно

даже, что в известные исторические периоды оно станет ведущим,

массовым, излюбленнейшим из искусств.

Понятно, что применительно к этим задачам перестроится и

работа соответствующих научных учреждений - учебных и

научно-исследовательских.

Но и этим отнюдь не исчерпывается преобразование высшей

школы и всего научно-исследовательского комплекса. Создастся

мощная лестница религиозно-культурных учебных заведений нового

типа - от коттеджей до академий.

Гуманитарный колледж-интернат для подростков от двенадцати

до двадцати лет мне представляется наиболее вероятной первой ее

ступенью. В такие колледжи предстоит отбирать детей, сочетающих

склонность к искусствам или гуманитарным наукам с нравственной

одаренностью. Вторую ступень составит религиозно-философский

университет: ряд его факультетов будет готовить, кроме духовных

лиц всех пяти культов Розы Мира, также новых общественников,

руководителей религиозных и филантропических в широком смысле

слова организаций, философов, психологов, публицистов,

редакторов, комментаторов, режиссеров мистериала и многих

других. Можно ли забывать, что впереди - титанический труд

сотен миллионов человек, ставящий себе цель - пробить ту броню

псевдонаучного невежества и антирелигиозных предрассудков, в

которую заковала многочисленные народы первая половина нашего

века! Достаточно вспомнить, что в течение двух или трех

поколений обширные страны были лишены полностью даже самой

насущной, элементарно необходимой религиозной литературы, хотя

бы Библии и Корана, не говоря уж о каких бы то ни было

серьезных трудах или о популяризации религиозных сокровищ

прошлого. Предстоит выпуск миллионными тиражами канонических

текстов христианства и других религий, снабженных научным

аппаратом, который отвечал бы запросам современного читателя;

многочисленные серии художественных изданий и учебных пособий,

воспроизводящих памятники мировой религиозной культуры; издания

научно-исследовательские, способные удовлетворить углубляющийся

интерес к духовной истории человечества; специальные и

популярные серии, знакомящие общество, одичавшее в атеизме или

в равнодушии, с великими учениями о духе - от Веданты до

Шопенгауэра, от гностицизма до антропософии и экзистенциализма.

Таких работников и будут готовить религиозно-философские

университеты. Наконец, лестница учебных и ученых учреждений

завершится Всемирной религиозно-философской академией,

координирующей и направляющей идеологическую работу внутри Розы

Мира. Подобные Академии национальных масштабов возникнут,

разумеется, в каждой стране.

Но будут еще и другие области деятельности, которые

потребуют такого количества работников