Даниил Андреев

Роза мира (часть 4)

далеко за

спинами своих врагов, в их собственных шрастрах. Важно то, что

щупальцы эти были еще слишком тонки и слабы, чтобы стиснуть в

смертельном объятии уицраоров других метакультур, но достаточно

длинны и многочисленны, чтобы расшатывать основы чужих

цитаделей, а в Энрофе выдвигать тысячи человекоорудий. Важно

было то, что возможность мировой революции и перехода к мировой

тирании стала актуальнейшей угрозой дня и что демиург и Синклит

России, очертив вокруг нового российского уицраора нерушимое

кольцо света, оцепив его стеной провиденциальных сил,

предотвратили или, по крайней мере, отодвинули эту угрозу.

Замысел Гагтунгра не был осуществлен, но он не был и

опрокинут. Та новая социальная формация, которую он изобрел и

формировал в Энрофе как ступень ко всемирной тирании, не была

воплощена во всемирных масштабах. Но площадь для первого ядра

этой формации, для ее крепости, для ее образца, для будущего

плацдарма к захвату других метакультур была вырвана, укреплена,

ограждена. Теперь предстояло на этой площади создавать самую

эту формацию, никогда нигде не существовавшую, но брезжившую

светлым гениям и праведникам человечества, искаженную и

обездушенную по наитию Гагтунгра сильными умами и одним темным

вестником предыдущего! столетия, а теперь руководимую великим

человекоорудием Третьего Жругра.

ГЛАВА 2. БОРЬБА С ДУХОВНОСТЬЮ

Существует ходячее представление, будто бы материальная

бедность общества отражается, и притом прямо, и на его духовной

бедности. И наоборот: материальное изобилие влечет - или

обязано влечь за собой - также и духовное богатство.

Объективные исторические наблюдения не подтверждают этого

тезиса. До поздней фазы капитализма богатством располагали те

или иные привилегированные классы или группы, а не общество, и

различествовали не средние уровни этих обществ, а материальные

уровни составлявших их групп. К обществу в целом прилагать

понятие материального изобилия можно лишь на поздней стадии

исторического развития. Можно говорить об изобилии и богатстве

- по крайней мере, в определенные периоды - таких обществ, как

современная Швеция, как Голландия последнего столетия, как

Швейцария. О богатстве Соединенных Штатов можно говорить тоже,

хотя с некоторыми существенными поправками, ибо разница

материальных уровней различных групп населения в этой стране

очень велика и далеко не все общество бывало охвачено так

называемым просперити даже в самые лучшие свои времена. Что

касается стран социалистического лагеря, то я не упоминаю о них

здесь потому, что эти образования относятся к еще более

позднему историческому периоду.

Я был бы очень заинтересован, если бы кто-нибудь сумел

убедительно показать мне, что перечисленные общества, достигшие

высокого уровня общего материального благосостояния, как-то:

Швеция, Голландия, Швейцария - проявили одновременно также и

подлинное духовное богатство. Правда, что они вносили и вносят

кое-что в мировую науку и технику, но наука, как и техника,

относится в основном к ряду не духовных, а интеллектуальных

ценностей. С самого начала следует научиться делать различие

между этими двумя рядами явлений. Умонастроение определенного

типа, весьма ныне распространенного, не отличает духовного от

интеллектуального. Гуманитарные науки, искусство,

общественность, этика, религия, науки физико-математического и

биологического циклов, даже некоторые аспекты техники - все

сваливается в одну кучу. Творчество Калидасы и Дарвина, Гегеля

и Эдисона, Рамакришны и Алехина, Сталина и Ганди, Данте и

Павлова рассматривается как явление одной и той же области -

'духовной' культуры. Эту аберрацию можно было бы назвать

дикарской, если бы в ней не были повинны цивилизованные люди

весьма интеллигентного облика. А между тем ясно как день, что

здесь перед нами два совершенно различных ряда явлений:

духовный и интеллектуальный. Почти вся область науки и тем

более техники принадлежит ко второму ряду; в него входят также

философские, эстетические и моральные построения в той мере, в

какой они высвобождаются из-под представлений и переживаний

иноприродного, иноматериального, запредельного, духовного в

точном смысле этого слова. В той же точно мере входят в него

общественные движения, политические программы,