Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 2)

любовь, не утратит своей истинности. Бог

любит не Себя (такое предположение было бы кощунственно), но

Каждая из таящихся в Нем Непостижимостей обращена любовью на

другую, и в этой любви рождается Третье: Основа Вселенной. Отец

- Приснодева-Матерь - Сын.

Высочайшая из тайн, внутренняя тайна Божества, тайна любви

Отца и Матери, отнюдь не 'отражается' в человеческой любви,

какой бы то ни было: ничто в мире конечном не может быть

соизмеримо или подобно сущности этой тайны. Но и ничто в мире,

за исключением того, что исходит от начал богоотступнических,

не может быть сторонним по отношению к этой тайне. В

человеческой любви вообще, то есть в любви ко всему живому,

выражается (а не отражается) существо Триединого, - существо,

которое есть любовь. В любви же мужчины и женщины выражается (а

не отражается) внутренняя тайна союза Отца и Матери в той мере,

в какой она нас достигает, будучи преломленной множеством слоев

космического ряда. В этом и заключается коренное,

онтологическое различие двух областей нашей духовной жизни, не

имеющих между собой почти ничего общего, но на нашем нищем

языке выражаемых одним и тем же словом.

Любовь ко всему сущему давно уже стала - если не на

практике, то в идее - религиозной основой, и даже не в одном

только христианстве. От грядущего надо ожидать все большего

расширения того, что охватывается любовью. Правда, в

безрелигиозных учениях современности явно выражено отступление

вспять, к любви в крайне суженном смысле: к своему

государственному коллективу, к его союзникам и сторонникам за

рубежом, к своей семье и своим друзьям - и только. Но это

явление сугубо временное, обусловленное всем характером

безрелигиозной эпохи с ее ограниченной и сниженной моралью, и

срок ему - тот же, что и всему безрелигиозному этапу развития.

Следующая же религиозная эпоха потому и будет новой, что

провозгласит и будет стремиться осуществить охват любовью всего

человечества, всех царств Природы и всех восходящих иерархий*.

В далеком будущем откроются еще большие духовные возможности.

Станет доступной и необходимой даже любовь к демонам. Уже и в

прошлом некоторые из святых возвышались до такой любви. Но

опережать самих себя, воспитывать в своей душе, еще несвободной

от соблазнов, еще не охватившей любовью даже человечества и

царства животных, любовь к исконным врагам Бога и всего живого,

значит подвергать угрозе восходящий путь собственной души.

Демоны только и ждут, чтобы их пожалели. Но ждут, конечно, не

потому, что им эта жалость нужна (они одержимы гордыней и

человеческую жалость презирают), но потому, что от такой

жалости к ним человека - один шаг к его сомнению в их

неправоте, а от подобного сомнения - рукой подать до

богоборческого искушения и до бунта; бунт же предопределяет

подпадение души жестокому воздаянию и порождению душой

излучений страдания, гавваха, в том именно изобилии, о каком

мечтают демоны для поддержания своих жизненных сил. Поэтому

любовь к демонам в высшей степени опасна для всякого, кроме уже

просветленной души. Просветленная же душа будет понимать сама,

как можно любить, не испытывая при этом ни сочувствия (потому

что сочувствие кому-либо невозможно без сочувствия его основной

деятельности, а деятельность демонов направлена только ко злу),

ни сорадования (потому что они радуются только тому, что

противно Провидению). Эта любовь может выражаться только в

чувстве величайшей жалости, в вере в их конечное просветление и

в готовности отдать все, кроме своей верности Божеству, ради

этого просветления.

=================================================

* В главе о животном царстве уже было указано на

единственное исключение - на класс живых существ, который не

может и не должен быть очерчен кругом любви в условиях текущего

эона: на паразитов. Здесь перед нами этическая задача,

разрешить которую на настоящей ступени восхождения мы не в

состоянии. На этот счет не следует создавать себе никаких

иллюзий.

=================================================

Но ведь любовь ко всему сущему - это практически только

одна сторона проблемы. Как же быть с другой стороной нашей

жизни - и внешней и внутренней, - той, которая включает в себя

все, именуемое любовью между мужчиной и женщиной?