Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 2)

изумительное существо, для которого

именно здесь должны быть созданы такие же облачения. Существа

эти поражают не красотой и тем более не величием, а той

невыразимой трогательностью, какой размягчает наши суровые души

вид зайчонка или олененочка. В Эрмастиге эти существа тем

прелестнее, что даже в соответствовавших им игрушках никогда не

было ни капли зла. Они чудесно живут там вместе с душами

настоящих медведей и оленей, получают там астральное тело, а

потом поднимаются в Хангвиллу, как и все остальные.

Я имею возможность едва наметить путь к решению проблем,

связанных с трансфизикой и эсхатологией животного царства. Но и

этого достаточно для того, чтобы понять, насколько эта

проблематика сложнее, чем представлялось мыслителям старых

религий. Упрощенная формула 'животные не знают греха' нисколько

не отвечает существу дела. Если под грехом в данном случае

подразумевается такое состояние сексуального сознания, при

котором отсутствуют чувство стыда и идея о запретности

некоторых проявлений половой сферы, то животные, действительно,

греха 'не знают'. Но правильнее было бы сказать, что для них

эти проявления - не запрещенное, не наказуемое кармой, не грех.

С другой стороны, понятие греха неизмеримо шире половой сферы.

Злоба, жестокость, необоснованный и необузданный гнев,

кровожадность, ревность - вот грехи животного царства, и у нас

нет никаких данных судить о том, в какой мере те или иные

животные осознают эти проявления и их недолжность. К тому же

это и не решает вопроса о самом наличии или отсутствии для них

такого запрета. Нелепо думать, что закон становится действен

только тогда, когда он осознан. Закон тяготения был осознан

только Ньютоном, но подвержены ему были все и всегда. Сознают

ли животные некий высший закон или нет, смутно ощущают его или

никак не ощущают - все равно: причинность есть причинность,

карма есть карма. Насколько я понимаю, голодный лев,

умерщвляющий антилопу, не несет личной вины, поскольку для него

это необходимость, но несет вину своего вида или класса -

древнюю вину всех хищников. Сытый же тигр, нападающий на

антилопу только от избытка личной кровожадности и злобы, кроме

общевидовой вины несет и личную, ибо он не принужден к

умерщвлению своей жертвы необходимостью. Волк, обороняющийся

против собак и загрызающий одну из них в борьбе, не виновен

лично, но виновен как представитель хищного вида, предки

которого некогда сделали выбор в этом направлении. Здесь своего

рода первородный грех. Но упитанная и откормленная кошка,

играющая мышью ради развлечения, виновна и первородной виной, и

своей личной, так как в ее действии не было необходимости.

Скажут: перенесение человеческих, даже юридических, понятий на

мир животных. Но понятие вины есть понятие не юридическое

только, а трансфизическое, метаисторическое, онтологическое. В

различных царствах природы, для различных иерархий меняется

содержание понятия вины, но решительно ни из чего не следует,

что понятие это и стоящая за ним реальность кармы присуши

только человечеству.

Ни крупицы новых идей не внесла в эту область и

безрелигиозная эпоха мысли. Напротив: преобладающий в

современности взгляд на животных стал слагаться из двух

противоречивых начал: утилитарного и эмоционального. При этом

животный мир был расчленен на категории в зависимости от того,

каково отношение данного вида к человеку. Прежде всего,

конечно, животные домашние: за ними ухаживают, иногда даже

любят, если коровка заболеет - над, ней проливают слезу, но

если она перестанет доиться, ее отводят, скорбно вздыхая, в

некое место, где любимое животное будет превращено во

столько-то пудов мяса. Этим мясом хозяин, с детски невинным

самочувствием, будет кормиться сам и кормить свое семейство.

Вторая категория - значительная часть диких животных, включая и

рыбу: их не приручают, не осчастливливают заботой, их просто

ловят или убивают на охоте. В-третьих - хищники и паразиты: с

ними разговор прост, их уничтожают, где и как могут. И еще

можно выделить четвертую группу: это некоторая часть животных

диких, в особенности птиц, полезная тем, что она уничтожает

вредителей. Этой категории предоставляется жить и размножаться,

а в иных случаях, как, например, к скворцам или