Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 2)

наличие

метапрообраза в произведении влечет за собой резкое уклонение

от исторической буквальности в сторону придания персонажу

особой глубины и такого масштаба, который не соответствует

историческому прототипу. Этого нет ни в драме Пушкина, ни в

'Цезаре' Шекспира; доказательство отсутствия в этих вещах

метаисторической глубины.

После смерти в Энрофе художника-творца метапрообразы его

творений в Жераме видят его, встречаются с ним и общаются, ибо

карма художественного творчества влечет его к ним. Многим,

очень многим гениям искусства приходится в своем посмертии

помогать прообразам их героев в их восхождении. Достоевский

потратил громадное количество времени и сил на поднимание своих

метапрообразов, так как самоубийство Ставрогина и

Свидригайлова, творчески и метамагически продиктованное им,

сбросило пра-Ставрогина и пра-Свидригайлова в Урм. К настоящему

моменту все герои Достоевского уже подняты им: Свидригайлов - в

Картиалу. Иван Карамазов и Смердяков достигли Магирна - одного

из миров Высокого Долженствования. Там же находятся Собакевич,

Чичиков и другие герои Гоголя. Пьер Безухов, Андрей Болконский,

княжна Марья и с большими усилиями поднятая Толстым из Урма

Наташа Ростова. Гетевская Маргарита пребывает уже в одном из

высших слоев Шаданакара, а Дон Кихот давно вступил в Синклит

Мира, куда скоро вступит и Фауст.

Я хочу воспользоваться случаем, чтобы сказать несколько

слов о трансфизическом значении театрального искусства.

Отрицательное отношение к этому искусству со стороны

христианской религиозности, как бы ни объясняли его историки

культуры и даже религиозные проповедники, вызвано было тем, что

христиане древности и средних веков своим, если так можно

сказать, религиозным чутьем бессознательно ощущали соседство

сценического искусства с древним оргиазмом, который связан

отчасти с Лилит, а отчасти с одним, еще более темным

демоническим миром: несколькими страницами ниже этот мир,

называющийся Дуггур, будет мною охарактеризован полнее. Дуггур

связан с сексуальной сферой человечества, и хотя в средние века

его не различали отчетливо, но испытывали перед его бесовскими

излучениями страх, отвращение и стыд. Театральное же действо в

собственном смысле может быть очень различно, даже полярно по

своему трансфизическому значению. Шаляпин был глубоко прав,

постясь и молясь после исполнения роли Мефистофеля. Спектакль

'Жизнь Человека' был вреден и для автора, и для исполнителей, и

для зрителей, потому что лишен того, что древние называли

катарсисом. Все же сценические действа, проводящие актера и

зрителя через катарсис - духовный подъем и хотя бы

кратковременное просветление, - глубоко оправданы. Что же

касается метапрообразов, то значение спектаклей Энрофа для них

таково: пока Смердяков был в Урме, сброшенный туда

магически-творческим воздействием Достоевского, исполнение его

роли на человеческой сцене было для него отяжеляюще, тормозяще,

мучительно, теперь - безразлично. Исполнение же светлых ролей

или ролей, проводящих через катарсис, всегда хорошо для всех, в

том числе и для метапрообразов.

На сакуале даймонов мое изложение покидает на время

четырехмерные миры: теперь перед нами одинокий, ни в какую

сакуалу не входящий, уже пятимерно-пространственный слой,

Фонгаранда.

Приходится сделать предупреждение: дело дошло до понятий,

весьма непривычных. Ибо Фонгаранда - слой пребывания шельтов

великих творений архитектуры. Здесь они обладают способностью

движения и роста; их изменение состоит в совершенствовании.

Облик их близок к облику просветленных стихиалей, но форма не

струистая, как у тех, и лишенная способности телесного

взаимопроникновения. Следует понять, что создание в Энрофе их

отражений гениальными зодчими, интуиция которых уловила

отблески Фонгаранды, дает им эфирное тело: внутри физического

сосуда здания возникает оно из многолетних излучений

человеческих тысяч и миллионов. Если прошло достаточно времени

и такое тело успело создаться, гибель физического сосуда в

Энрофе уже не имеет трансфизического значения: шельт,

пребывавший в Фонгаранде, облекся эфирным телом и перешел в

один из затомисов. После смены эонов, мировых периодов, когда

затомисы перестанут существовать как таковые, шельты