Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 2)

Другими

словами, Планетарный Логос должен достичь таких невообразимых

сил, чтобы явиться одновременно во стольких обликах, сколько

будет тогда в Энрофе воспринимающих сознаний. Эти

эфирно-физические облики, однако, останутся лишь

кратковременными выражениями Его единственного Образа, и с Ним

сольются они для постоянного пребывания в просветленном Энрофе.

Именно об этом говорит пророчество Христа о Его втором

пришествии, которое будет как молния, блистающая от востока до

запада, дабы все народы и страны земли увидели Грядущего на

облаках небесных.

ГЛАВА 3. ЖЕНСТВЕННОСТЬ

Я подхожу к решающему тезису. И все же, сколь бы ни был он

важен, я едва смею сказать о нем несколько слов.

Почти две тысячи лет существует догмат христианского

учения, которого сейчас придется коснуться. Подвергались

сомнению самые различные догматы Символа веры, из различных их

пониманий возникали расколы, секты, ереси; даже ничтожнейшие

обрядовые различия перерастали порой в настоящую пропасть,

отделявшую схизматиков от господствующей церкви. Но за все

девятнадцать веков никогда, кажется, не появлялось разногласий

о том, что считалось основой основ: о трех ипостасях Пресвятой

Троицы - Боге-Отце, Боге-Сыне, Боге-Святом Духе.

Подвергать историческому или психологическому разбору факт

возникновения в христианской церкви именно такого понимания

Троичности мне не хотелось бы. Ни необходимых материалов, ни

нужной для этого эрудиции у меня нет. И даже если бы я обладал

тем и другим, мне страшно было бы коснуться ланцетом

рассудочного анализа таинственнейших духовных глубин, где

возникала и определялась в первые века после Христа эта идея.

Позволю себе только напомнить одну страницу евангельской

истории, которая указывает, как мне кажется, не в сторону

такого понимания тайны Троичности, а в иную. Каноническими

евангелиями (от Матфея и от Луки) утверждается ясно и отчетливо

зачатие Младенца Иисуса Девой Марией от Святого Духа. Таким

образом, можно заключить, что не Бог-Отец был Отцом Христа как

человека, но Святой Дух. Однако как же это? Предвечное рождение

Бога-Сына от Бога-Отца могло ли иначе выразиться мистериально в

историческом, человеческом мире, как только рождением человека

Иисуса от сил Той же ипостаси? - Но нет, евангельский рассказ

совершенно отчетлив. Неотчетливо другое: понимание третьей

ипостаси церковью христианской. За всю историю церкви догмат о

третей ипостаси так и не был разработан. Даже поражает контраст

между подробнейшей - может быть, даже слишком подробной

разработкой учения о Боге-Сыне - и почти пустым местом, каким

являются догматические формулы о Святом Духе. Но ничего

странного, в сущности, тут нет. Не случайно христианская

религия сама именовала себя именно христианской: кроме указания

на ее происхождение от Христа, в этом наименовании заключено

было отражение того факта, что эта религия есть откровение

Бога-Сына по преимуществу, то есть не столько религия Троицы,

сколько именно Сына. Отсюда и эта чрезмерно туманная

обобщенность, неясность, отсутствие полноты, а иногда и

противоречивость в догматах, касающихся других ипостасей.

Ведь кем может быть Сам Бог-Отец, как не Духом? Только

Духом. И притом именно Святым, в отличие от всех других духов,

им сотворенных, ибо каждая из богосотворенных и даже

богорожденных монад может совершить - и многие совершили -

отрицательный выбор, богоотступничество; Отец же - совершенно

очевидно - не может отпасть от Самого Себя. Он первичен,

неизменяем, незамутним и неомрачим, и именуется Святым именно в

этом смысле. Какое же положительное содержание можно вложить в

отвлечение от Бога-Отца двух Ему изначально присущих свойств -

Его духовности и Его святости? Где основания для того, чтобы

этому отвлечению придавать совершенно автономное значение в

качестве третьего лица Троицы? Вообще, почему, на каких словах

Христа, на каком свидетельстве четырех евангелий можно основать

учение о том, что Бог-Отец есть одна ипостась Троицы, а Святой

Дух - другая? В евангелиях на это указаний нет. Слова Иисуса,

приводимые в качестве обоснования, это Его известное

пророчество: 'Пошлю вам духа утешителя, он же наставит вас на

всякую истину'. Из различного толкования именно этих слов

возник