Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 2)

Позднее в чистилища были превращены

некоторые слои метакультур еврейства, христианства и ислама:

здесь решающее значение имело воскресение Иисуса Христа, Его

схождение в демонические миры и последовавшая затем, в течение

ряда веков, борьба христианских синклитов с демонами за

смягчение Закона возмездия. Но в Византийской метакультуре эта

борьба победой не увенчалась. Вражеский стан оказал

непреодолимое сопротивление; в итоге этой борьбы Византийская

метакультура оторвалась от Энрофа. Я мимоходом упоминал уже о

многозначительности того обстоятельства, что византийское

православие не приняло идеи чистилищ, когда она появилась в

западной Церкви. В ужасающих перспективах вечных мук, ожидающих

грешную душу, следует искать и горючее вещество того

аскетического максимализма, которым пламенел византийский

религиозный дух до самого конца своей истории. Да, перед

духовидцами Византии эсхатологическая глубь разверзалась со

всеми крайностями своей демонической жестокости. Приходится

удивляться не отчаянным эксцессам аскетизма в этой стране, а

скорее тому, что не во всех метакультурах, лишенных чистилищ,

подобные эксцессы имели место.

В Российской метакультуре первый шеол был создан в XII

веке, будучи преобразован из страдалища силами Христа. С

течением времени он несколько изменил свой вид; изменились и те

кармические грузы, которые влекут умерших в этот мир. Впрочем,

механическая сторона действия Закона возмездия остается,

конечно, неизменной, всегда и везде: она состоит в том, что

нарушение нравственных законов влечет за собой утяжеление

эфирного тела совершившего. Пока он жив, утяжеленное эфирное

тело остается как бы на поверхности трехмерного мира: при этом

тело физическое играет роль спасательного круга для утопающего.

Но как только связь между ними разрывается смертью, эфирное

тело начинает погружаться глубже и глубже, из слоя в слой, пока

не достигнет равновесия с окружающей средою. Таков, в основном,

механизм. Но есть и существа, которые следят за его безотказным

действием: блюстители кармы. Это совсем особая категория; среди

разнообразных демонов Шаданакара это - пришельцы. Когда

демонические полчища планеты Дайи были изгнаны из ее брамфатуры

прочь, в брамфатуру ее спутника, а спутник вскоре за тем погиб

и превратился в стаю мертвых кусков - астероидов, его

демонические обитатели рассеялись в мировом пространстве в

поисках новых пристанищ. Часть их вторглась в Шаданакар,

заключив некое подобие договора с силами Гагтунгра. Это

существа высокого интеллекта, но с холодной, как лед, сферой

чувств. Им равно чужды ненависть и любовь, злоба и сострадание.

Они взяли на себя заботу о механизме кармы, восполняя убыль

своих жизненных сил эманациями душевных мук тех людей, что

после жизни в Энрофе принуждены опускаться в Скривнус, Ладреф и

Мород - верхние слои чистилищ. Размеры этих существ огромны; они

полупрозрачны и серы, как мутное стекло, тела их прямоугольны,

а в мордах, как это ни странно, есть сходство с мордами

сторожевых собак: торчащие уши и зорко наблюдающие глаза. С

силами Света они вступают в борьбу только тогда, когда эти силы

предпринимают труд по смягчению законов кармы и преобразованию

чистилищ.

Первое из чистилищ именуется Скривнус. Это - картина

обезбоженного мира и обезбоженного общества без всяких прикрас.

Бесцветный ландшафт; свинцово-серое, никогда не волнующееся

море. Чахлая трава, низкорослые кустарники и мхи напоминают до

некоторой степени нашу тундру. Но тундра хотя бы весной

покрывается цветами; почва же Скривнуса не взрастила ни одного

цветка. Обиталищами миллионных масс тех, кто были людьми,

служат здесь котловины, замкнутые среди невысоких, но

неприступных откосов. Скривнус не знает ни любви, ни надежды,

ни радости, ни религии, ни искусства; никогда не видал он и

детей. Нескончаемый труд прерывается лишь для сна, но сны

лишены сновидений, а труд - творчества. Какие-то огромные

пугающие существа бодрствуют по ту сторону откосов; время от

времени они швыряют оттуда груды предметов, как бы скользящие

по воздуху. Каждый из предметов сам находит того, кто над ним

должен работать: чинить никому не нужную ветошь, мыть что-то

вроде измазанных маслом и грязью склянок, надраивать

металлические