Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

/1/.

Я построил обучение по программе начальной и средней школы, включив

туда сельскохозяйственные, промышленные, коммерческие и академические

дисциплины. Следуя идеалам древних риши (чьи лесные ашрамы были для

юных индийцев центрами светской и духовной мудрости), я устроил все

дело так, что большая часть учебных занятий проводилась на открытом

воздухе.

Ученики Ранчи обучались медитации йоги и единственной в своем роде

системе физического развития и укрепления здоровья, называемой

'йогода'. Ее принципы были разработаны мною в 1916 г.

Уяснив себе, что тело человека, по своей природе, подобно

электрической батарее, я понял, что его можно повторно заряжать

энергией, посредством прямого воздействия человеческой воли. Поскольку

никакое действие невозможно без прямого волевого акта, человек может

воспользоваться своим первым двигателем, волей, для того, чтобы

обновить свои силы без утомительных аппаратов или механических

упражнений. При помощи простой техники 'йогода' можно сознательно и

мгновенно пополнить запас своей жизненной силы, сосредоточенной в

области продолговатого мозга, за счет неограниченного резервуара

космической энергии.

Мальчики, обучавшиеся в Ранчи, хорошо усваивали технику 'йогода',

развивали необычайные способности переносить жизненную силу из одной

части тела в другую и сохранять покой в трудных асанах (позах). Они

показывали феноменальные образцы силлы и выносливости, недоступные

даже многим сильным взрослым людям.

Мой самый младший брат Вишну Чаран Гхош тоже поступил в школу Ранчи;

позднее он стал известным специалистом по физической культуре. С одним

из своих учеников он путешествовал по Европе и Америке, демонстрируя

свою силу и ловкость. Профессора Колумбийского университета в

Нью-Йорке были поражены такой властью разума над телом.

К концу первого года в Ранчи число просьб о приеме достигло двух

тысяч. Но в то время школа была чисто местным учреждением и могла

принять лишь сто человек. Вскоре мы добавили классы для приходящих

учеников.

В Видьялайе мне пришлось выступать в роли отца и матери своих

маленьких учеников. Часто я вспоминал слова Христа /2/:

'Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца,

или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия. И не

получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более

домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и ддетей, и земель, а

в веке грядущем жизни вечной'.

Шри Юктешвар объяснил эти слова следующим образом:

'Подвижник, отказывающийся пройти через обычный жизненный опыт

женитьбы и семьи для того, чтобы взять на себя более значительные

обязанности,--обязанности перед обществом в целом ('во сто крат более

домов, и братьев, и сестер...'), выполняет работу, которая нередко

сопровождается преследованиями со стороны непонимающего мира. Но

именно это отождествление себя с более широкими слоями человечества

помогает подвижнику преодолет эгоизм и приносит ему божественную

внутреннюю награду.

Однажды в Ранчи приехал мой отец, чтобы дать мне родительское

благословение. Он долго отказывался сделать это, так как я обидел его,

отказавшись принять предложенное мне назначение на пост служащего

Бенгал-Нагпукрской железной дороги.

--Сын,--сказал он мне,--теперь я согласен с выбранным тобою образом

жизни. Мне радосто видеть тебя среди этих счастливых, любознательных

ребят... По справедливости, твое место как раз здесь; тебе совсем не

нужно сидеть над безжизненными цифрами железнодорожных расписаний.--Он

кивнул дюжине малышей, целой групопой ходивших за мной по пятам.--У

меня было только восемь сыновей,--прибавил он с заблестевшими

глазами,--но я понимаю тебя!

В нашем владении было семьдесят бигхов плодородной земли; ученики,

учителя и я ежедневно работали в саду, занимаясь и другими делами на

открытом воздухе. У нас было много любимцев-животных, в числе

их--олененок, которого дети буквально обожали. Я тоже очень любил его

и даже разрешил ему спать в моей комнате. С рассветом маленькое

создание прыгало ко мне на кровать, прося своей доли утренней ласки.

Как-то раз я должен был отправиться по делам в город Ранчи и поэтому

накормил олененка раньше обычного, сказав мальчикам, чтобы они не

кормили его больше до моего возвращения. Но один из них не послушался

меня и обильно напоил его молоком. Когда вечером я вернулся в школу,

меня встретили печальной новостью: 'Олененка перекормили, и он близок

к смерти'.

В слезах я положил почти безжизненное животное