Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

искусством. Первыми музыкантами были Брахма, Вишну и

Шива, Вечная Троица. Писания представляют Шиву в Его аспекте

Божественного Тандора, поглощенного нескончаемыми ритмами его танца

космического творения, сохранения и разрушения, тогда как Брахма и

Вишну отбивают такт, подчеркивая движение времени: Брахма бьет в

цимбалы, а Вишну--в священный мриданг /барабан/.

Сарасвати--богиня мудрости--изображается играющей на вине; вину

считают матерью всех струнных инструментов. Кришна, воплощение Вишну,

в индийском искусстве изображается с флейтой; на ней он играет

чарующую мелодию, которая зовет человеческие души, странствующие в

иллюзии майи, к их истинному дому.

Краеугольным камнем индийской музыки являются раги, или фиксированные

мелодии. Шесть основных раг разветвляются на сто двадцать шесть

производных рагини /жен/ и путра /сыновей/. В каждой раге

имеется минимум пять нот: ведущая нота /вади, или царь/, вторая

/самавади, или визирь/, вспомогательные ноты /анувади, или слуги/ и

диссонирующая нота /аивади, или противник/.

Каждая из шести основных раг имеет естественное соотношение с

определенным часом дня, временем года и божеством-покровителем. Так,

Хиндоле Рага слушают лишь на рассвете весной для пробуждения любви ко

всему окружающему. Дипака Рага исполняется летним вечером, чтобы

вызвать сострадание; мегха Рага--мелодия полудня в дождливое время, ее

исполняют, чтобы пробудить храбрость. Бхайрава Рага исполняют в

августе, сентябре и октябре по утрам для достижения спокойствия. Шри

Рага сохраняется для осенних сумерек, помогая достижению чистой любви.

Малкунса Рага слушают в зимнюю полночь для придания крепости.

Законы соответствия между звуками, природой и человеком были открыты

древними риши. Поскольку природа есть объективизация АУМ, Первичного

Звука, или Вибрирующего Слова, человек может достичь контроля над

всеми проявлениями природы, ползуясь известными мантрами, или

песнопениями /7/.

Исторические документы повествуют нам о замечательных силах, которыми

обладал Мян-Тан-Сен, придворный музыкант Акбара Великого, живший в

шестнадцатом столетии. Когда падишах однажды повелел ему запеть ночную

рага в полдень, Тан-Сен пропел мантру--и все окрестности дворца

немедленно окутала тьма.

индийская музыка делит октаву на двадцать два шрути, или половинных

полутона. Эти микротонные интервалы позволяют в ыразить тончайшие

музыкальные оттенки, недостижимые для западной хроматической скалы с

двенадцатью полутонами. В индийской мифологии каждая основная нота

октавы ассоциируется с определенным цветом и естественным криком зверя

или птицы. 'До' соответствует зеленому цвету павлина, 'ре'--красному

цвету и крику жаворонка, 'ми'--цвету золота и крику козла,

'фа'--желтовато-беловатому цвету и крику цапли, 'соль'--черному цвету

и пению соловья, 'ля'--желтому цвету и ржанью лошади, 'си'--сочетанию

всех цветов и голосу слона.

В западной музыке применяется только три скалы: мажорная,

гармоническая минорная и мелодическая минорная; индийская же музыка

пользуется семидесятью двумя тхатами, или скалами. Музыкант обладает

огромным творческим диапазоном: перед ним открыты возможности

бесчисленных вариаций и импровизаций вокруг традиционной фиксированной

мелодии, или раги; он сосредотачивается на ощущении или определенном

настроении структурной темы и потом разукрашивает ее, доходя при этом

до предела собственных возможностей. Индийский музыкант не читает

нотного текста: при каждом исполнении он как бы надевает новые одежды

на голый скелет раги, нередко ограничивается одним и тем же

мелодическим строем, усиливая повторениями его тонкие микротональные и

ритмические вариации. Среди западных музыкантов Бах обладал пониманием

очарования и силы повторного звука, слегка изменяемого сотнями

различных способов.

Санскритская литература описывает сто двадцать тала, или мер времени.

Говорят, что традиционный основатель индийской музыки Бхарата в песне

хаворонка выделил тридцать два тала. Происхождение тала, или ритма,

коренится в движениях человека: ритм дыхания при ходьбе считается

равным двум, а во время снатрем тала, т. к. в последнем случае вдох

равен удвоенному периоду выдоха.

С давних пор в Индии человеческий голос признавали самым совершенным

инструментом. Поэтому индийская музыка очень часто ограничивается

тремя октавами, или пределами диапазона человеческого голоса. По этой

же причине мелодия, или последовательное соотношение нот,

подчеркивается сильнее, чем гармония, т. е. их одновременное

согласование.

Индийская