Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

это и есть ваша пещера,--йогин одарил меня полным просветления

взглядом, которого я никогда с тех пор не забывал.--Это и есть ваша

священная гора. Именно там вы найдете царство Божие.

Эти простые слова в один миг угасили мою многолетнюю страсть к

Гималаям. На выжженом рисовом поле я пробудился от грез о горах и

вечных снегах.

--Молодой господин, ваша божественная жажда заслуживает похвалы. Я

чувствую к вам большую любовь.

С этими словами Рам Гопад взял меня за руку и повел к маленькой

деревушке, расположенной на очищенном от зарослей месте. Домики были

крыты кокосовыми листьями, входные двери по деревенски украшены

свежими тропическими цветами.

Святой усадил меня на бамбуковый помост, в тени перед его небольшой

хижиной. Он дал мне выпить подслащенного лимонного сока, а затем

протянул кусок неочищенного сахара. Мы вощли во двор и уселись в позе

'лотос'. Прошло четыре часа медитации. Я открыл глаза и увидел, что

освещенная луной фигура йогина все еще остается неподвижной. Когда я

настойчиво внушал своему желудку, что не единым хлебом жив человек,

Рам Гопад встал со своего места.

--Я вижу, вы проголодались,--сказал он.--Ужин скоро будет готов.

Он раздул огонь в глиняном очаге, стоявшем во дворе, и вскоре мы ели

рис идхол на широких листьях банана. Мой хозяин из учтивости отказался

от моей помощи в приготовлении пищи. 'Гость--это сам Бог',--гласит

индийская пословица, и это правило ревностно исполняется с

незапамятных времен. Впоследствии, во время моих странствий по всему

миру, я с большой радостью увидел во многих такое же уважение. У

горожанина острие гостеприимства притупляется, так как ему приходится

в избытке видеть незнакомые лица.

Все мирские заботы, казалось, отошли в невообразимую даль, когда я сел

на корточках около йогина в уединении крошечной деревеньки в джунглях.

Комната таинственно освещалась мягким светом. Рам Гопад устроил для

меня на полу ложе из нескольких рваных одеял, а сам уселся на

подстилке из соломы. Переполненный его духовным магнетизмом, я рискнул

обратиться с просьбой:

--Господин, почему вы не даруете мне самадхи?

--Дорогой мой, я был бы рад передать вам соприкосновение с

Божественным, но я не должен делать этого.--Святой устремил на меня

вор полузакртых глаз.--Ваш учитель скоро одарит вас этим переживанием.

Пока же ваше тело еще не настроено должным образом. Как небольшая

электрическая лампочка перегорает при сильном напряжении, так и ваши

нервы не готовы для космических токов. Если бы я и дал вам сейчас

пережить экстаз Беспредельности, вы бы сгорели, как если бы каждая

клетка вашего тела была охвачена пламенем.

--Вы просите у меня озарения,--задумчиво продолжал йогин,--а я

раздумываю: разве такая незначительная личность, как я, медитирующий

столь немного,--разве я смог угодить Богу. разве я могу в конечном

счете представлять собою какую бы то ни было ценность в Его глазах.

--Господин, но разве вы не искали Бога всем сердцем своим в течение

долгого времени?

--Я сделал лишь немного. Бехари, должно быть, рассказал вам кое-что из

моей жизни. Двадцать лет я провел в тайном гроте, медитируя по

восемнадцать часов в день. Затем я удалился в еще менее доступную

пещеру и находился там двадцать пять лет, оставалясь в состоянии йоги

по двадцать часов ежедневно. Мне не нужен был сон, ибо я всегда вместе

с Богом. Мое тело лучше отдыхало при полном спокойствии сверхсознания,

чем оно могло бы отдохнуть при несовершенном успокоении во время

обычного подсознательного сна.

Во время сна мускулы расслабляются, но сердце, легкие и сосудистая

система работают непрестанно. Они не имеют отдыха. А во время

переживания сверхсознания все внутренние органы остаются в состоянии

приостановленной жизнедеятельности, электризуясь космической энергией.

Таким образом я избавился от необходимости спать, и это продолжается в

течение многих лет. Придет время, когда и вы сможете обходиться без

сна,--заключил он свое объяснение.

--Боже мой, вы медитировали так долго, и вы все еще не уверены в

милости Бога!--проговорил я с удивлением.--Что же тогда остается

делать нам, бедным смертным?

--Но разве вы не видите, дорогой мой юноша, что Бог--это сама

Вечность? Считать, что человек в состоянии полностью познать Его за

сорок пять лет медитации--это довольно смелое предположение. Однако

Бабаджи уверяет нас, что даже кратковременная медитация спасает нас от

пожирающего страха смерти и посмертных состояний. Не фиксируйте свой

идеал на вершине холма, тянитесь к