Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

огромное

впечатление без всяких внешних атрибутов. 'Долготерпеливый лучше

храброго и владеющий собой лучше завоевателя города' /22/.

Если бы мой величественный Учитель искал славы, то вполне мог бы стать

императором или великим полководцем. Вместо этого он выбрал штурм тех

внутренних цитаделей гнева и эгоизма, победой над которыми растет

человек.

Примечание к главе 12.

/1/ Шри Юктешвар родился 10 мая 1865 года.

/2/ Юктешвар означает 'единый с Богом'. Слово 'шри' есть

классификационное различие, одно из десяти свами. Буквальный смысл

этого слова--'святой'; оно является титулом, указывающим на уважение.

/3/ Буквально 'направляться вместе'. Самадхи--сверхсознательное

состояние экстаза, в котором йог осуществляет слияние своей души с

Космическим Духом.

/4/ Согласно физиологам, храп указывает на полный покой ума.

/5/ 'Становясь вездесущим, йогин видит, слышит, обоняет, вкушает и

осязает без помощи органов чувств', написано в 'Тайтирья Араньяке'.

'Слепой проник взором в глубину жемчужины, безрукий продел сквозь нее

нить, не имевший шеи носил ее, а безъязыкий восхволял'.

/6/ В присутствии совершенного в ахинсе /непричинение вреда/ не

возникает вражды ни в одном существе.

'Йога-сутра'. П. 35.

/7/ Кобра быстро бросается на любой движущийся предмет, находящийся в

пределах ее досягаемости. Во многих случаях при встрече с нею

единственной надеждой на спасение бывает лишь полная неподвижность.

/8/ На самом деле Лахири Махасайа называл его 'Прийа', подлинным

именем, а не монашеским именем 'Юктешвар', которое учитель при жизни

Лахири Махасайя еще не носил. Здесь и в других местах книги слово

'Юктешвар' употреблено для того, чтобы читатель не принял учителя за

другого человека.

/9/ 'Все, что вы будете просить в молитвах, верьте, что получите--и

будет вам' /Ев. от Марка XI.24/.

/10/ 'И один из них ударил мечом раба первосвященникова и отсек ему

правое ухо'.

'Тогда Иисус сказал: 'Оставьте, довольно'. И, коснувшись ужа его,

исцелил его'. /Ев. от Луки XXII. 50. 51/.

/11/ 'Не давайте святым псам и не бросайте жемчуга вашего перед

свиньями. чтобы они не пожрали его и обратившись, не расстерзали вас'

/Ев. от Матфея VII, 6/.

/12/ Гуру одобрял пост, как идеальный естественный метод очищения; но

этот ученик слишком уж заботился о своем теле.

/13/ Он болел однажды в Кашмире, когда меня с ним не было. /См. конец

гл. 21/.

/14/ Шарль Рише, лауреат Нобелевской премии по физиологии, писал

следующее: 'Метапсихика все еще не является официально признанной

наукой. Но она идет к такому признанию В Эдинбурге я мог заявить перед

сотней физиологов, что наши пять чувств не являются единственным

средством познания и что иногда отрывок реального проникает в

интеллект иным путем... Редкость факта не есть причина для отрицания

его существования. Трудность изучения не есть основание для

непонимания... Те, кто издевается над метапсихикой, как оккультной

наукой, так же устыдятся, как устыдились издевавшиеся над химией из-за

того, что ее поиски философского камня оказались иллюзорными...

Существуют только одни принципы--и это принципы Лавуазье, Клода

Бернара и Пастера: экспериментировать всегда и во всем. Итак, привет

новой науке, которая должна изменить ориентацию человеческой мысли!'

/15/ Самадхи, сверхсознание.

/16/ В одной из своих лекций в Нью-Йорке Израэль Х. Левинталь указал:

'Наше сознательное и подсознательное существо увенчано сверхсознанием.

Много лет назад английский психолог Майерс предположил, что 'скрытые

глубины нашей сущности могут таить в себе как грду хлама, так и

сокровища'. В противоположность той психологии, которая направляет все

свои исследования к подсознательному аспекту природы человека, новая

психология сверхсознания сосредотачивает свое внимание на

сокровищнице--на той области, которая одна лишь способна дать

объяснение великим бескорыстным и героическим деяниям человека'.

/17/ 'Джняна', или мудрость, и 'Бхакти', или преданность: суть два из

главных путей к Богу.

/18/ 'Человек в состоянии бодрствования совершает бесчисленные усилия,

дабы испытать чувственные удовольствия; когда же весь сон органов

чувств утомлен, он забывает даже и те удовольствия, которые находятся

перед ним; он засыпает, чтобы насладиться отдыхом в своей душе, в

своей собственной природе,--писал великий ведантист Шанкара.--Таким

образом, достижение сверхчувственного блаженства чрезвычайно легко: и

оно намного выше чувственных удовольствий, всегда кончающихся

отвращением'.

/19/