Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

в

божественную защиту и правильное использование дарованных Всевышним

сил позволяют отразить любые атаки и даже самые 'крутые подачи'.

Я понял, что 'звездная карта', данная человеку при рождении, не

означает, что человек--лишь кукла в руках прошлого. Она скорее стимул

к восхождению: сами небеса как бы стремятся пробудить в человеке

решимость освободиться от всяких ограничений. Бог создал каждого

человека душою, одаренною индивидуальностью, и необходимой

мировоззданию так же как впрочем и каждый столб и каждый сорняк.

Освобождение человека происходит немедленно, лишь он этого пожелает:

оно зависит не от внешних, а от внутренних достижений.

Шри Юктешвар дал математический комментарий цикла 'равноденствие' в

двадцать четыре тысячи лет для нашей эпохи /5/. Весь цикл делится на

Восходящую и Нисходящую Дуги, по 12000 лет. В Дуге четыре юги, или

эпохи, называемые Кали, Двапара, Трета и Сатья--соответственно

греческим понятиям железного, бронзового, серебряного и золотого века.

При помощи своих вычислений гуру установил, что последняя Кали--юга,

или эпоха железного века восходящей дуги, началась около 500 г. после

Р. Х. Железный век, длящийся 1200 лет, был периодом материализма; он

закончился около 1700 г. В это же время начинается Двапар-юга, период

в 2400 лет, период достижений в области электричества в атомной

энергии, век телеграфа, радио, авиации и других средств, побеждающих

пространство.

В 4100 г. н. э. начнется период Трити-юги длительностью 3600 лет; этот

период ознаменуется общим признанием телепатических сношений и других

средств власти над временем. Во время же Сатья-юги, которая будет

продолжаться 4800 лет и явится конечным периодом восходящей дуги,

человеческий интеллект достигнет высокого развития, и человек будет

трудиться в гармонии с божественным планом.

Нисходящая в 12000 лет дуга начнется с нисходящего золотого века в

4800 лет. Человечество постепенно погрузится в неведение. Упомянутые

циклы представляют собой вечные круги майи, контрастов и

взаимоотношений феноменального мира /6/. Люди, один за другим,

ускользают из темницы двойственности по мере того, как они

пробуждаются к осознанию своего непрерывного божественного единства с

Творцом.

Учитель расширил мое понимание не только астрологии, но и священных

писаний всего мира. Священные тексты в безупречном святилище его ума

рассекались скальпелем интуиции, для отделения древних истин всяких

ошибок и ложных толкований. 'Фиксируйте взгляд на кончике ножа'--эта

фраза из бахагават гиты понимается неточно /7/.

'Пусть йогина необычен сам по себе,--замечал он,--зачем же советовать

ему стать косоклазым? Подлинное значение слова 'назикаргам'--это

'основание носа'. Нос начинается у точки между бровями, у седалища

духовного зрения' /8/.

Один из афоризмов Санкхья /9/ гласит: 'Ишвара ашдха'. (Т. е.

'Бог--Творец не может быть выведен логически', 'Бог недоказуем' /10/).

Большинство ученых называют всю философию Санкхья атеистической, на

основании лишь этой фразы.

'Эта фраза не говорит об агностицизме,--объяснял Шри Юктешвар.--Она

просто означает, что для непросветленного человека, который в своих

конечных суждениях зависит от показаний чувств, доказательства

существования Бога должны оставаться неизвестными, а поэтому и

несуществующими. Но истинные последователи Санкхья, обладающие

непоколебимым прозрением, порожденным медитацией, понимают, что

Господь и существует и познаваем'.

С замечательной ясностью толковал учитель и христианскую Библию.

Именно от своего индийского гуру, который не был членом какой-либо

христианской общины, я учился постигать бессмертную сущность Библии,

постигать смысл утверждений Христа. 'Небо и земля прейдут, но слова

Мои непрейдут' /11/--утверждение, поистине, наиболее бескомпромисное

из всех, какие когда-либо звучали.

Великие учителя Индии согласовывали свою жизнь с теми же божественными

идеалами, которые воодушевляли Иисуса, эти люди принадлежали к числу

тех, о которых Он сказал: 'Кто будет исполнять волю Отца Моего

Небесного, тот Мне брат ти сестра и матерь' /12/.

Свободные, овладевшие собою, йогины--Христы Индии составляют часть

бессмертного братства тех, кто достиг освобождающего познания Единого

Отца.

--Мне непонятна история Адама и Евы,--сказал я как-то с жаром во время

своих ранних попыток справиться с аллегорией.--Почему Бог наказал не

только виновную чету, но также и невинные еще не родившиеся поколения?

Учителя удивило не только мое незнание, но и сила чувства,