Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

Ев. от Марка, П. 27.

/20/ При желании учитель мог моментально настроиться в унисон с умом

любого человека /сила йогина упоминается в 'Йога-сутре' Ш. 19/. Его

способности в области человеческого разума и телепатии, равно как и

природа мысли вообще. объясняются в главе 15.

/21/ Ев. от Матфея, VI, 16.

/22/ Притчи, XVI, 32.

Глава 13. 'Бессонный' святой

--Пожалуйста, позвольте мне побывать в Гималаях. Я надеюсь, в тишине и

одиночестве причаститься божественного присутствия.

Действительно, однажды я обратился к учителю со столь неблагодарными

словами. Охваченный каким-то невообразимым заблуждением, одним из тех.

которые иногда осаждают ученика, я ощутил возрастающее недовольство

своими обязанностями по ашраму и занятиями в колледже. Некоторым

извинением могло служить то обстоятельство, что моя просьба была

высказана, когда я знал Шри Юктешвара в течение всего лишь шести

месяцев и еще не ощутил полностью всего величия его личности.

--Много горцев, живущих в Гималаях, не обладают познанием

Бога,--медленно и просто ответил могй гуру.--Лучше всего искать

мудрость у реализованного человека, а не косной горы.

Игнорируя ясный намек наставника, что он, а не горы должны быть моим

учитилем, я повторил свою просбу. Шри Юктешвар не произнес ни одного

слова в ответ. Я счел его молчание согласием--сомнительное, но удобное

объяснение.

Вечером в своем калькуттском моде я занялся приготовлениями к

путешествию: увязав вещи в одеяло, я вспомнил, как такой же узел был

расчетливо выброшен из моего чердачного окна несколько лет назад.

'Интересно знать, кончится ли и это путешествие к Гималаям так же

неудачно?'--невольно подумалось мне. Сейчас мой духовный подъем был

высок; но еще прошлым вечером меня мучила совесть при мысли, что я

оставлю своего гуру.

На следующее утро я разыскал Бехари Пандита, профессора санскрита в

колледже.

--Господин, вы рассказывали мне о своей дружбе с великим учеником

Лахири Махасайа. Пожалуйста, дайте мне его адрес.

--Вы имеете в виду Рам Гопад Мазумдара? Я называю его 'бессоным'

святым. Он всегда бодрствует, находясь в экстатическом состоянии. Его

обитель находится в Ранбаджпуре, около Таракешвара.

Я поблагодарил пандита и немедленно отправился в Таракешвар. Я

надеялся успокоить все свои терзания, получив от 'бессонного' святого

разрешение заниматься медитацией в гималайском уединении. Бехари

Пандит сказал мне. что Рам Гопад достиг озарения после многих лет

практики крийа-йоги в уединенных пещерах Бенгалии.

В Таракешваре я отправился к знаменитому святилищу. Индийцы относятся

к нему с таким же почтением, с каким католики относятся к святыне

Лурда во Франции. В Таракешваре происходили бесчисленные чудесные

исцеления. Одно из них случилось с членом нашей семьи:

'Я сидела в этом храме целую неделю,--рассказывала мне как-то старшая

тетя,--и, соблюдая полный пост, молилась о выздоровлении твоего дяди

Шарады, страдавшего хронической болезнью. На седьмой день я обнаружила

у себя в руке материализовавшуюся траву. Из ее листьев я приготовила

напиток и дала его дяде. Его болезнь немедленно исчезла и никогда

более не появлялась'.

Я вошел в священный храм Таракешварра; алтарь представлял собой просто

круглый камень. Его окружность, не имеющая ни начала ни конца, была

удачно выбрана для обозначения символа Беспредельности. В Индии даже

неграмотный крестьянин понимает символы, выражающие абстракции

космических феноменов, и жители Запада справедливо обвиняют его в том,

что он живет абстракциями.

В тот момент мое настроение было столь мрачным,что я ощутил нежелание

склониться перед каменным символом. Я подумал, что Бога следует искать

только в глубине души.

Оставив храм. не совершив там коленопреклонения, я быстро зашагал к

окррестной деревушке Банбаджпур. Не зная точного пути, я обратился к

прохожему за сведениями. Мой вопрос поверг его вв длительное раздумье.

--Дойдите до перекрестка, сверните вправо и идите вперед,--изрек он,

наконец, тоном оракула.

Следуя его указаниям, я направился вдоль берегов канала. Наступила

темная ночь: окраина расположенной в джунглях деревушки ожила и

украсилась мигающими огоньками, раздались завывания шакалов. Свет луны

был слишком слаб, чтобы освещать путь. Спотыкаясь я шагал вперед два

часа.

Но вот послышались приветливые звуки колокольчиков! Это шло стадо. Мои

повторные крики привлекли, наконец ко мне какого-то крестьянина.

--Я ищу Рам Гопад Бабу.

--В нашей деревне такой человек не живет,--ответил тот