Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

противоречия в текстах существуют для ленивых

умов. Что освободит быстрее, чем фраза Бог--это не

Бог?'

Человеку нелегко вернуться к простоте. Слово 'Бог' редко означает для

интеллектуала что-то реальное; оно остается лишь ученой помпезностью.

Его 'я' получает удовольствие от сознания собственной

эрудированности.

точно также люди, которые чересчур гордились своим общественным

положением или богатством, в присутствии учителя становились более

смиренными. Я помню случай, когда глава местного городского совета в

приморском округе Пури попросил свидания с учителем. Этот человек был

известен своей безжалостностью, и отнять у нас владение ашрамом было

вполне в его власти. В разговоре с гуру я упомянул об этом факте.

Однако гуру уселся с неприступным видом, и, когда посетитель явился,

он даже не привстал.

Слегка взволнованный, я присел на корточки у двери. Шри Юктешвар

позабыл приказать мне, чтобы я принес для чиновника стул, и последнему

пришлось довольствоваться деревянным ящиком. Он, очевидно, ожидал

церемониального признания своего важного положения, но этого не

случилось.

Завязалась дискуссия на метафизические темы. Гость допускал

многочисленные ошибки и неправильно толковал места из писаний. По мере

того, как уменьшалась точность его цитирования. гнев посетителя

возрастал.

--Знаете ли вы, что я занял первое место на университетских

экзаменах?--Он совсем потерял рассудок и мог только кричать.

--Господин магистр, вы забыли о том, что здесь не зал вашего

суда,--ответил учитель ровным голосом.--По вашим детским замечаниям

нельзя предположить, чтобы ваша университетская карьера была

блестящей. Но как бы там ни было, университетский диплом не имеет

отношения к постижению Вед. Святых не создают целыми партиями,

наподобие бухгалтеров, в течении каждого полугодия.

После неловкого молчания посетитель сердечно рассмеялся:

--Это моя первая встреча с 'небесным магистратом',--сказал он. Позже

он обратился с формальной просьбой, изложенной официальным языком,

бывшим, вероятно, неотъемлемой частью его личности, принять его в

качестве ученика-'стажера'.

Учитель лично вникал во все детали, связанные с его собственностью.

Неразборчивые личности под разными предлогами пытались завладеть его

родовым поместьем, возбуждая против него судебные процессы. Однако Шри

Юктешвар давал решительный отпор всем противникам, иногда даже, в свою

очередь, прибегая к суду. Он шел на эти тягостные переживания. не

желая становиться нищенствующим гуру или сделаться бременем для своих

учеников.

Его финансовая независимость была одной из причин того, что мой

учитель, до ужаса откровенный, не был сведущ в дипломатических

ухищрениях. В противоположность учителям, вынужденным льсить своим

ученикам, гуру был недоступен явному или скрытому влиянию чужого

богатства. Я никогда не слышал, чтобы он просил у кого-то деньги для

какой-либо цели или даже намекал на это. Обучение в обители согласно

древней традиции, было бесплатно для всех учеников.

Однажды в Серампурский ашрам прибыл судебный чиновник с вызовом в суд.

Ученик по имени Канам и я ввели его к учителю.

Чиновник вел себя оскорбительно:

--Вам будет полезно покинуть полумрак своей обители и подышать чистым

воздухом честного суда.

Я не мог сдержаться:

--Еще одно слово оскорбления--и вы будете валяться на полу!--я

приблизился с угрожающим видом.

Канам в свою очередь крикнул чиновнику:

--Негодяй! Как вы смеете кощунствовать в этом священном ашраме!

Но учитель заслонил собою обидчика:

--Не волнуйтесь из-за пустяков! Этот человек просто старательно

выполняет свой долг.

Чиновник, удивленный таким неожиданным оборотом дела, почтительно

пробормотал слова извинения и поспешил прочь.

Было удивительно, что учитель с такой огненной натурой мог обладать

столь невозмутимым внутренним спокойствием. К нему подходит

определение божьего человека, данное в Ведах: 'Нежнее цветка, когда

нужна доброта; сильнее молнии, когда принципы поставлены на карту'.

Есть такие, кто, как говорит Броунинг, 'не выносят света, ибо сами они

темны'. Иногда кто-нибудь посторонний, раздражаясь от воображаемой

обиды, бранил Шри Юктешвара. Невозмутимый гуру вежливо слушал его,

исследуя в то же время самого себя, чтобы увидеть, не лежит ли в

осуждении крупица истины. Подобные сцены не раз напоминали мне одно

из неподражаемых замечаний учителя:

'Некоторые люди хотят вырасти за счет срубленных чужих голов'.

Святого можно безошибочно узнать по его виду: он производит