Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

живет в этом мире;

пребывая в мире, он--не от мира. Так и только так может он оправдать

свой титул 'свами', того, кто стремится достичь союза со 'сва', или

подлинным Я.

Шри Юктешвар был одновременно свами и йогином. Свами, монах формально

состоящий в рядах почитаемого ордена и связанный с ним, не всегда

бывает йогином. Йогин--это человек, практикующий научную технику

постижения Божественного; он может быть женатым или холостым, может

взять на себя мирские обязанности или возложить на себя узы формальной

религии.

Свами может следовать лишь узкой тропинкой сухого рассудка и холодного

самоотречения; Йогин же вовлекается в длительный процесс, в котором

дисциплинируются ум и тело, а душа постепенно достигает освобождения.

Ничего не принимая на веру, устранив личные эмоции, йогин практикует

тщательно проверенную серию духовных упражнений, впервые разработанных

древними индийскими риши. И в каждом веке в Индии появлялись люди,

становившиеся подлинно свободными, истинными Христо-Йогами.

Подобно всякой другой науке, йога доступна в применении всем и

каждому, независимо от того, в какой стране и в какую эпоху живет тот

или иной человек. Некоторые несведующие писатели утверждают, что йога

опасна или 'не соответствует особенностям Запада'. Эти высказывания, к

сожалению, отвратили многих искателей, искренне стремившихся к истине,

от бесчисленных благ йоги.

Йога--это метод обуздания блуждания ума, чтобы постичь свою подлинную

сущность, которая есть Дух. Подобно целительному свету солнца йога

равно благодетельна как для народов Востока, так и Запада. И пока

человек беспокоен в мыслях, ему необходима йога или иной метов

самоконтроля.

Древний риши Патанджали определяет йогу как успокоение океана мыслей

и эмоций сознания' /6/. Его краткая и мастерски написанная работа

'Йога-сутра' (известная так же как 'Афоризмы Патанджали'), легла в

основу одной из шести систем индийской философии. В отличие от

западных философских систем все шесть систем Индии содержат не только

теоретические положения, но также и практические указания. Помимо

глубокого онтологического исследования, шесть индийских систем

формулируют шесть точных нацеленных на уход от страдания и достижение

вечного блаженства.

Общая нить, связывающая все шесть систем--это заявление, что истинное

освобождение человека возможно без знания конечной истины. Более

поздние Упамишады среди шести систем /7/ 'Ига-сутра' выделяют, как

содержащую наиболее эфективный метод достижения непосредственного

восприятия истины. При помощи практической техники йоги человек

навсегда отбрасывает бесплодные области спекуляции и познает на опыте

истинную сущность.

Системы йоги Патанджали представляет собою восьмиступенчатый путь.

Первые шаги (1) яма и (2) нияма--требуется соблюдать о негативных и

позитивных заповедях: непричинение зла другим, правдивость,

неприсвоение чужого, воздержание нестяжательство; затем чистота тела и

мысли, самордисциплина, удовлетворенность, познание и преданность

Богу.

Следующими ступенями считают: асана, или правильную позу (позвоночный

столб необходимо держать выпрямленным, а тело--устойчивым, в удобном

для медитации положении); пранайаму--контроль над праной, тонкими

течениями жизненной силы; прятьяхару--отвлечение чувств от внешних

объектов.

Последние ступени являются формами собственно йоги. Это--6)

дхарана--сосредоточение, удержание ума на одной мысли; 7)

дхьяна--медитация; 8) самадхи--переживание сверхсознания. Весь

ступенчатый путь /8/ йоги ведет к конечной цели, называемой кайвалья

(или состояние Абсолюта), постижение истины безо всяких

интеллектуальных представлений и следование ей.

Могут спросить, кто более велик: свами или Йогин? Когда достигнуто

единство с Богом--и если оно достигнуто--отличия разных путей

исчезают. Но 'Бхагават--Гита' указывает на то, что методы йоги

являются всеобъемлющими. Ее техника предназначена не только для

определенных типов или темпераментов, для тех немногих, кто чувствует

склонность к монашеской жизни. Йога не требует никаких формальных

обязательств, и поскольку эта наука удовлетворяет любые потребности,

поскольку она имеет универсальное применение.

Истинный йогин может оставаться в миру, исполняя свой долг. Он подобен

маслу, плавающему в воде: он не похож на недисциплинированное

человечество, напоминающее легко растворимое в воде свежее молоко.

Исполнение своих земных обязанностей--это высший путь, позволяющий

йогину, который ушел от эгоистических желаний стать сознательным

инструментом