Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

с которым я

произносил эту фразу.

--Книга Бытия глубоко символична, и ее нельзя понимать

буквально--объяснил он.--Ее 'древо жизни'--внутри 'сада' человеческого

тела. Спинной мозг подобен перевернутому древу, человеческие волосы

напоминают корни, а афферентные и эфферентные нервы--ветви. Древо

нервной системы содержит множество плодов, приносящих удовольствие

зрительных, звуковых, обонятельных, вкусовых или осязательных

ощущений. Человек по праву может наслаждаться ими, но ему запрещен

опыт половой жизни, 'яблоко' в центре или 'посредине' телесного сада'

/13/.

--Змей,--продолжал Шри Юктешвар,--представляет собою свернувшуюся

кольцами спинномозговую энергию, которая стимулирует нервные центры.

'Адам'--это разум, а 'Ева'--чувства. Когда эмоции, или 'Ева', в

сознании человека захвачены сексуальными импульсами, тогда их силе

поддается и его разум, или 'Адам' /14/.

--Бог создал человеческий род при помощи материализации тел мужчины и

женщины силою Своей воли,--сказал учитель.--Он одарил новый вид

существ способностью создавать детей аналогичным образам, так сказать,

'непорочным', божественным способом /15/. Поскольку Его проявление в

индивидуальной душе было дотоле ограничено животными, связанными

инстинктами и лишенными потенций полного разума, Бог создал первые

человеческие тела, символически называемые 'Адам' и 'Ева'. Для

неустанного эфолющионного развития этих тел Он перенес в них душу, или

божественную сущность этих двух живых существ /16/. У Адама, или

мужчины, преобладал разум, тогда как у Евы, или женщины, на первое

место восходили чувства. Таким образом, была выражена полярность,

дуализм, являющийся глубинной причиной и основой феноменального мира.

Разум и чувства остаются на небесах совместной радости, пока

человеческий ум не попадает в ловушку змеиной энергии животных

побуждений.

--Поэтому, человеческое тело--это не только результат эволюции

животного; оно было произведено Богом в особом акте творения. Животные

формы оказались чересчур грубыми, чтобы выразить полную

божественность; и человеку были даны уникальные в своем роде

умственные способности: 'тысечелепестковый лотос', а также тонко

реагирующие оккультные центры позвоночника.

--Бог, или Божественное Сознание,--продолжал учитель,--присутствуя

внутри первозданной пары, советует наслаждаться всеми человеческими

чувствами за исключением лишь одного: полового ощущения /17/.

Последние были запрещены, дабы избегнуть употребления половых органов,

которое вовлекло бы человечество в низший, животный способ

размножения. Однако совет не оживлять скрытые в подсознании

воспоминания остался без должного внимания. Вернувшись на путь

звериного способа продолжения рода, Адам и Ева пали, они вышли из

состояния небесной радости, естественной для первоначального

совершенного человека. Когда они 'узнали свою наготу', было утеряно и

их сознание бессмертия, как и предупреждал их Бог. Они поставили себя

под власть физического закона, по которому за телесным рождением

должна следовать и телесная смерть.

--Познание добра и зла, обещанное змеем Еве, отбрасывает к дуальным

принуждениям майи. Попадая под иго заблуждений из-за злоупотребления

чувства и разума, или сознанием Адама--Евы, человек утрачивает право

вступать в небесный сад божественной самодостаточности /18/. Личный

долг каждого человеческого существа заключается в том, чтобы

восстановить его 'родительскую', двойную природу в гармонию единства

или Эдем.

Когда Шри Юктешвар закончил свое объяснение, я взглянул на страницы

'Книги Бытия' с новым почтением.

--Дорогой учитель,--сказал я,--впервые я ощущаю настоящие сыновние

обязанности по отношению к Адаму и Еве /19/.

Примечание к главе 16

/1/ На основании астрономических ссылов, обнаруженных в древней

индийской литературе, ученые смогли устанвить даты жизни ее авторов.

Научные знания древних риши были очень велики; в 'Каушитаки Брахмана'

мы встречаем точные астрономические вычисления, указывающие на то, что

в 3100 г. до Р. Х. индийцы достигли значительных успехов в астрономии.

Последняя имела практическое значение в определении времени, удобного

для астрологических процедур. Статья в февральском номере журнала

'Восток и Запад' /1934 г./ говорит о содержании 'ждиотиш' или

ведических трактатов по астрономии: 'Здесь содержатся древнейшие

научные сведения, которые поставили Индию впереди всех образованных

наций того времени и сделали ее критерием для искателей знаний.

'Брахмагупта', одна из работ, входящих в 'Джиотиш',