Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

снисходительному читателю, чей образ я

выбрал для этой цели. Исписывая страницу за страницей похвалами гуру,

я улыбался. поняв, что слова, которые я пробормотал раньше: 'Я заполню

экзаменационные листы вашими поучениями' стали сбывшимся

предсказанием.

Только по курсу философии я не испытывал желания просить помощи у

Ромаша. Полагаясь на длительное обучения у Шри Юктешвара, я не обращал

внимания на объяснения учебников, и как раз эта работа по философии

получила самую высокую из всех моих работ оценку, а по остальным

дисциплинам я достиг лишь переходного балла.

Приятно сообщить и то, что мой бескорыстный друг Ромаш получил диплом

с отличием.

Отец расцвел в улыбках, узнав, что я окончил университет.

--Я не надеялся, ччто ты получишь диплом, Мукунда,--признался

он.--Ведь ты проводишь так много времени со своим гуру'.

Однако учитель сразу почувствовал невысказанное неодобрение отца.

В течение нескольких лет я не был уверен в том, что когда-нибудь

дождусь дня, когда смогу написать после своего имени заветные буквы

'АВ'. Сейчас я редко пользуюсь этим титулом без размышления о том, что

он представляет собою просто божественный дар, данный мне по каким-то

не вполне ясным мне причинам. Несколько раз я слышал от лиц,

окончивших колледж, что у них в памяти осталась лишь очень малая часть

полученных там поверхностных знаний. Это признание несколько утешает

меня, когда я чувствую, сколь недостаточна моя ученость.

В тот июньский день 1914 года, когда я получал диплом Калькуттского

университета, я склонился к ногам гуру в знак признательности за всю

благодатность, которую он перелил из своей жизни в мою.

--Встань, Мукунда,--сказал он снисходительно.--Просто Господь решил,

что легче сделать из тебя человека с университетской степенью, чем

менять положение солнца и луны!

Примечания к главе 23.

/1/ Справедливости ради я должен признать, что в натянутых отношениях

между профессором Гхошалом и мною не было никакой его вины;

единственная причина заключалась в том, что я не посещал занятий.

Профессор Гхошал--прекрасный лектор и ученый с обширными философскими

познаниями. В последующие годы мы пришли к сердечному взаимопонимаию.

/2/ Хотя мой двоюродный брат носил ту же фамилию, что и Гхош, Прабхас

пишет ее по-английски 'Гоз'.

/3/ Мтф. VI. 33.

/4/ Я забыл точные требования билета, но помню только, что они

касались повествования. которое Ромаш только что рассказал мне о

Видьясагаре. Пандит Ишвар Чандра, благодаря своей эрудиции стал широко

известен в Бенгалии как 'Видьясагар', что означало 'океан знания'.

стр. 214.

Глава 24. Я становлюсь монахом ордена свами.

--Учитель, отец желает, чтобы я занял место управляющего отделением

в Бнегал-Нагпурской железной дороге. Но я категорически отказался.

И с надеждой в голосе я прибавил:

--Господин, не сделаете ли вы меня монахом ордена свами?

Сказав эти слова, я умоляюще взглянул на гуру. В прошлые годы он

отказывался удовлетворить эту просьбу, желая проверить глубину моей

решимости. Однако сейчас он милостиво улыбнулся:

--Хорошо, завтра я дам тебе посвящение,--и гуру продолжал далее,--я

счастлив, что ты настойчив в своем желании быть монахом. Лахири

Махасайа нередко говорил: 'Если ты не пригласишь Бога быть твоим

летним Гостем, Он не придет среди зимы твоей жизни'.

--Дорогой учитель, я никогда не мог утратить желания вступить в орден

свами, ибо у меня всегда был пример вашей почтенной

личности,--улыбнулся я ему с бесконечной признательностью.

'Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый

заботится о мирском, как угодить жене' /1/. Я анализировал жизнь

многих моих друзей, которые, хотя и проходили курс духовной

дисциплины, затем женились; очутившись среди бурных волн мирских

обязанностей, они забывали все свои решения заниматься глубокой

медитацией.

Я не мог себе представить, чтобы в моей жизни Богу было отведено

второстепенное место; ибо Он--Единственный Владыка Космоса, молчаливо

осыпающий человека Своими дарами из жизни в жизнь /2/. Существует лишь

один дар, который человек может предложить Ему в ответ, а именно свою

любовь. Человек может обратить свою любовь или на себя самого, или на

Бога.

Принимая на Себя бесконечное мучение, чтобы скрыть в тайне Свое

присутствие в атомах сотворенного мира, Создатель мог

руководствоваться лишь одним мотивом, одним явственно ощутимым

желанием: