Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

просто: внезапно прекращался его громкий храп /4/.

Вздох, потом еще один, легкое движение тела... Затем тихое состояние

бездыханности; он погружался в глубокую радость йоги.

Поднявшись, мы не завтракали; сначала долго гуляли по берегам Ганди.

Как ярки и живы еще и поныне в моей памяти эти утренние прогулки с

гуру. Легко припоминая их, я часто вижу себя подле учителя. Раннее

солнце греет реку; звенит голос гуру, исполненный подлинной мудрости.

Мы купались, затем в полдень завтракали. Приготовление завтрака по

ежедневным указаниям гуру было обязанностью молодых учеников. Гуру был

вегетарианец, однако до принятия монашества он ел рыбу и яйца.

Ученикам он советовал придерживаться простой диеты, соответствующей их

состоянию.

Учитель ел немного, часто это был рис, подкрашенный турмериком,

свекольным соком, или шпинат, слегка сбрызнутый буйволевым гхи

/топленым маслом/. В другой раз он мог есть чечевичный суп 'дхал' или

сыр с овощами. На десерт употреблялись плоды манго, апельсины, рисовый

пудинг или фруктовый сок.

Днем появлялись посетители. Гуру принимал всех гостей вежливо и

приветливо. Истинный учитель--тот, кто достиг самопознания, кто постиг

вездесущее 'я', которое не есть тело--видит во всех людях

поразительное сходство.

Бесстрастность святых коренится в их мудрости. На них более не влияют

разнообразные лики майи, они не подвержены действию приятного и

неприятного, которое извращает суждения непросветленных людей. Шри

Юктешвар не проявлял излишнего уважения тем, кто обладал властью,

богатством или светским лоскоом, и не относился пренебрежительно к

бедным и необразованным людям. Он, бывало, с уважением слушал слова

истины из уст ребенка, а иногда явно не обращал внимания на

самонадеянного самодовольного пандита.

В восемь часов веченра подавали ужин, иногда в этот час в ашраме еще

не находились запоздавшие гости. Гуру не простил бы себе трапецы в

одиночестве, и никто не покидал ашрама голодным или недовольным. Шри

Юктешвар никогда не ведал затруднений, его настоение никогда не

омрачали неожиданные посетители. Благодаря его благоразумным указаниям

ученики умели превратить скудный стол в подлинное пиршество. Тем не

менее, он был экономным и сумел надолго растянуть свои скромные

средства. 'Чувствуй себя уютно лишь в пределах своего кошелька,--часто

говаривал он,--экстравагантность приносит неудобства'. В мелочах

управления ашрамом, в работах по строительству или ремонту, также, как

и в иных практических делах, учитель проявлял оригинальность

творческого духа.

Тихие вечерние часы часто прерывались одним из поучений: он говорил о

сокровищах, не подвластных времени. Его способ выражения был отмечен

возвышенной уверенностью и представлял собою нечто единственное в

своем роде. Он говорил так, как не говорил никто из тех, кого я

слышал. Его мысли были взвешены на тончайших весах распознавания

прежде, чем он позволял себе облечь их в одеяние речи. Самая сущность

истины, всеобъемлющая даже в физиолологическом аспекте, исходила от

него подобно ароматным эссенцииям души. Я всегда сознавал, что

нахожусь в присутствии живого проявления Бога, и влияние этой

божественности автоматически склоняло мою голову перед ним.

Если гостям казалосю, что Шри Юктешвар слишком углубляется в тему

Беспредельного, он быстро вовлекал их в другой разговор. Он не был

способен к позе или рисовке своей внутренней уединенностью. Находясь

постоянно в единении с Господом, он не нуждался в особом времени для

общения с Ним. Достигший самопознания учитель навсегда оставляет

позади медитацию, как пройденную ступень. 'Когда появляется плод,

цветок опадает'. Но святые нередко привязываются к духовным формам,

дабы установить образец для учеников.

Когда приближалась полночь, мой гуру мог с детской непосредственностью

задремать. С постелью не было проблем. Он нередко ложился прямо на

узкую кушетку, покрытую тигровой шкурой /свое обычное сиденье/, даже

без подушки.

Зачастую философская дискуссия продолжалась всю ночь. Ее мог вызвать

своим интересом к теме любой ученик. В такое время я не ощущал ни

усталости, ни желания спать, и единственным указанием на время бывало

восклицание учителя: 'Смотрите, уже рассвет! Пойдемте прогуляемся к

Ганге'. Таким образом многократно заканчивались мои ночные уроки.

Первые месяцы моего пребывания у Шри Юктешвара завершились полезным

уроком: как перехитрить маскитов. У нас в семье всегда пользовались

пологами, и я с огорчением увидел, что в Серампурском ашраме этот

благорразумный