Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

Он хочет, чтобы человек искал Его только в силу побуждения

своей свободной воли; и потому мягкая перчатка смирения не покрывается

железной рукой Всемогущества!

Следующий день стал одним из самых памятных в моей жизни. Это был

солнечный Четверг, в июле 1914 года; прошло несколько недель, как я

получил университетский диплом. На внутреннем балконе своей

серампурской обители гуру погрузил новый кусок белого шелка в краску

цвета охры, традиционного цвета ордена свами. Когда ткань просохла,

гуру облек меня в нее, придав ей форму одеяния отрекшегося от мира.

--Когда-нибудь ты отправишься на Запад, а там предпочитают

шелк,--сказал он.--Я выбрал для тебя шелковую ткань в качестве символа

вместо обычной хлопчатобумажной.

В Индии, где монахи стремятся к бедности, свами, одетый в шелк, являет

собою необычное зрелище. Однако многие йогины не носят одеяния из

шелка, который изолирует определенные тонкие потоки в теле.

--Я не люблю церемоний,--заметил при этом Шри Юктешвар.--Я сделаю тебя

свами по ритуалу бидват (т. е. без церемоний).

Бибидиша или полное посвящение в сан свами включает в себя обряд огня,

во время которого выполняются символические похоронные церемонии.

Физическое тело ученика представляется мертвым, сожженным в пламени

мудрости. Затем новоиспечонному свами дается мантрам, такай как 'этот

атман есть Брахма' /3/ или 'Тат твам аси' 'Я--Он''. Но Шри Юктешвар со

своей любовью к простоте обошелся без свяких формальных обрядов. Он

лишь попросил меня избрать себе новое имя.

--Я даю тебе привилегию выбрать его самому,--сказал он, улыбаясь.

--Йогананда /4/,--ответил я после минутного раздумия. Это имя

буквально означает: 'блаженство' (ананда) благодаря 'божественному

союзу' (йоге).

--Пусть будет так! Отныне ты отбросишь свое родовое имя Мукунда Лал

Гхош и будешь называться Йогананда, принадлежащий к ветви Гири ордена

Свами.

Я опустился на колени перед Шри Юктешваром и когда я услышал, как он

произносит данное мне новое имя, сердце мое залила благодарность. С

какой любовью неустанно трудился он, чтобы в один прекрасный день

юноша Мукунда преобразился в монаха по имени Йогананда! Я радостно

запел открывок из длинного санскритского напева Владыки Щанкара:

Я не разум, не интеллект, не личность, не чувство,

Я не небо, не земля, не металл.

Я--Он, Я--Он, Блаженный Дух,--Я--Он!

Я не имею ни рождения, ни смерти, ни касты.

Нет ничего у меня: ни матери, ни отца.

Я--Он, Я--Он, Благословенный Дух, Я--Он!

Я пребываю за пределами воображения, я лишен формы.

Я нахожусь за всеми проявлениями жизни;

Я не боюсь оков, я свободен, всегда свободен.

Я--Он, Я--Он, Благословенный Дух, Я--Он!

Каждый свами принадлежит к древнему монашескому ордену,

реорганизованному Шанкарой, который и придал ему его ненышнюю форму

/5/. С тех пор орден свами возглавляется непрерывной линией святых

учителей. Для вступления в ряды ордена обращаются с просьбой к одному

из свами. Таким образом, все монахи ордена ведут свою духовную линию

от одного общего гуру, Владыки Шанкары. Они принимают обеты бедности,

непривязанности к обладанию, воздержания и послушания руководителю или

духовному авторитету. Католические монастыри во многом схожи орденами

свами.

Новый свами добавляет к полученному имени слово, которое указывает на

формальную связь с одним из десяти подразделений ордена. Эти

'дизагнами', или 'десять прозвищ', включают и 'Гири' (гора), которое

носил Шри Юктешвар, а, следовательно, и я. Среди других ветвей: Сагар

(море), Бхарати (земля), Пури (дорога), Сарасвати (мудрость природы),

Аранья (лес) и Тиртх (место паломничества).

Монашеское имя свами обычно кончается словом ананда (высочайшее

блаженство). Оно обозначает стремление достичь освобождения, через

определенное состояние или божественное качество--любовь, мудрость,

преданность, йогу и через внутреннюю гармонию с Природой--ее океанами,

горами, небесами.

Идеал бескорыстного служения всему человечеству и отречения от личных

уз и честолюбивых замыслов приводит большую часть свами к участию в

гуманитарной и просветительской работе в Индии, а иногда и в других

странах. Отвергая всяческие предубеждения, связанные с кастами,

верованиями, классовой принадлежностью, цветом кожи или расой, свами

следует предписаниям, ведущим к созданию подлинного братства всего

человечества. Его целью является единство, абсолютное единство с

духом. Погрузив свое сознание в мысли 'Я--Он' как во время

бодрствования, так и во время сна, свами спокойно