Илья Беляев

Острие Кунты (Часть 1)

Если бы мы только знали, что через восемь лет, после

армяно-азербайджанской войны, от Цахкошата не останется камня на камне!

Глава 25

Есть ли какая-то разница между просветленным человеком и обычным?

По пути назад я спросил Тошу, что он думает о практике дзэнского коана.

Он ответил: - Коаны работают только на японском языке и созданы для

дальневосточного менталитета. На работу с коаном может уйти много лет, для

этого нужно быть монахом, иметь посвящение и наставника. Та

парадоксальность, изысканность и кажущаяся легкость, которые привлекают

западного человека, не имеют ничего общего с подлинной работой над коаном.

На самом деле - это очень тяжелый труд.

Есть история о дзэнском монахе, которому была дана современная версия

древнего коана. Старый коан звучит так: 'Останови взбесившегося несущегося

на тебя коня'. Монаху был дан такой вариант: 'Останови скорый поезд, идущий

из Токио'. В течение десяти лет он медитировал на этом коане и, наконец, в

один прекрасный день пришел на железнодорожные пути и бросился под этот

самый поезд.

Он погиб?

Раздавило, как муху.

Сказать на это мне было нечего, и мы продолжали шагать молча. Через

какое-то время Тоша возобновил разговор.

-- Тебе не нужно больше никаких специальных техник или методов. Того,

что я вам уже дал, вполне достаточно. Теперь все дело за практикой. Имей в

виду, что самая изощренная техника не будет работать, если связь с потоком

нарушена. С другой стороны, поток входит в тело по своей воле и ни в каких

практиках и техниках не нуждается. Это нам нужны костыли для того, чтобы

восстановить утраченную связь. Я спросил:

Так не лучше ли забыть все, чему ты нас учил?

Это было бы неплохо, - согласился Тоша. - Только я сомневаюсь, что вы

сумеете это сделать, все-таки нагрузил я вас изрядно. Практика - это игра,

которая ускоряет наш рост. Когда вырастаешь, отбрасываешь ее, как ребенок

отбрасывает игрушки, в которые уже наигрался.

Мы практикуем для того, чтобы научиться жить, а не наоборот. Я хотел бы

довести вас до той точки, когда вы сможете просто жить и радоваться всему,

что с вами происходит. Тогда моя работа будет сделана, и можно будет забыть

обо всех техниках и практиках. Жизнь сама по себе вполне самодостаточна.

Поразмыслив некоторое время, я спросил:

Так что же мы будем делать, если перестанем заниматься? Просто жить, и

все?

А разве этого недостаточно? - спросил Тоша в ответ.

Не знаю, - искренне признался я. - В жизни надо что-то делать.

Перед тем, как что-то делать, разве не нужно сначала научиться жить?

Но разве мы уже не живем? Чему тут учиться?

Жить-то мы живем, но довольны ли мы своей жизнью? Если да, то никаких

вопросов нет. Живи дальше и радуйся, что еще нужно? Если же нет, что бывает

чаще, то делай садхану. Между прочим, просто плыть с потоком, ничего

особенно при этом не делая, - это самая сложная вещь и наивысшая из практик.

Что препятствует этому течению?

Нарушение законов потока.

Что это за законы?

По-моему, ты их уже знаешь. Попробуй сформулировать сам, - предложил

Тоша.

Не хвататься за поток, - сказал я наобум.

-- Близко, но это не самое главное.

Ну, тогда, значит, делать то, ради чего поток дан. Поскольку он не

предназначен исключительно для нашей личной реализации, то нужно передавать

его другим и расти вместе с ними, так?

Тоша кивнул:

Короче - передавай поток дальше. Что еще?

Не использовать его для своих личных целей.

Это подразумевается первым законом. Если ты замыкаешь поток на себя, он

дальше не идет. Какое второе правило?

Я безуспешно шевелил мозгами.

-- Если ты все время передаешь поток, что происходит с тобой? -

подсказал Тоша.

-- Он продолжает идти на тебя. Шеф сформулировал за меня:

Не разрывай связь. Это работа с вниманием. Если осознание потока

становится таким же непрерывным, как струя масла, переливаемого из одного

горшка в другой, ты обязательно дойдешь до истока. Третий закон.

Поток ослабевает, если делаешь ошибку, и усиливается, если поступаешь

правильно.

Точно. Воспринимай поток как учителя. Он постоянно корректирует твои

действия степенью своей интенсивности - как внутренние, так и внешние. Если

окончательно разрываешь связь и принимаешь решение действовать

самостоятельно,