Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

Слово', - гласит Писание.

В Индии существует эзотерическое знание, основанное на изучении звуков и

различия вибраций в зависимости от плана сознания. Когда мы произносим,

например, звук ОМ, то мы четко ощущаем его вибрации вокруг головных

центров, тогда как звук РАМ воздействует на пупочный центр. А поскольку

каждый из наших центров сознания непосредственно связан с каким-нибудь

планов сознания, то повторением (_джапа_) определенных звуков мы можем

войти в контакт с соответствующим планом. *)

[см. рисунок chakry.gif]

*) На диаграмме планов сознания можно заметить, что каждый

центр содержит санскритскую букву: Лам, Вам, Рам, Ям, Хам, Ом -

в восходящем порядке. Эти сущностные звуки представляют собой

особые вибрации, которые управляют силами каждого из этих

планов (см. книгу А.Авалона 'Змеиная сила' - Avalon A. The Ser­

pent Power. Madras, 1913).

--

На этом основана целая духовная дисциплина, которую называют тантрической,

потому что свое начало она берет в священных текстах, называемых _тантра_.

Основные, или сущностные звуки, которые обладают силой установить такой

контакт, называются _мантрами_. Мантры - это всегда тайна, они передаются

ученику его Гуру *)

*) Можно вычитать мантры из книги и повторять их до бесконечности, но

если они не были даны Учителем, или Гуру, то они не будут обладать энергией

или 'активной силой'.

--

и могут быть самого разного рода (внутри каждого плана сознания есть много

уровней) и служить самым разнообразным целям. Комбинацией определенных

звуков можно войти в контакт на низших уровнях сознания, обычно на

витальном уровне, с соответствующими силами и добиться многих

необыкновенных эффектов: есть мантры, которые могут убить (в течение пяти

минут, причем умирание сопровождается ужасной рвотой), мантры, которые

могут лечить, мантры, способные вызвать пожар, защитить или околдовать. В

основе этого вида магии, или химии вибраций, лежит сознательное овладевание

низшими вибрациями. Но существует и высшая магия, в основе которой лежит

овладевание вибрациями на высших планах сознания. Это - поэзия, музыка,

духовные мантры Упанишад и Вед, мантры, данные Гуру своему ученику, чтобы

помочь ему сознательно войти в непосредственный контакт с тем или иным

планом сознания, силой или божественным существом. В этом случае звук в

самом себе содержит энергию, приобретаемую опытом и реализацией, - это

звук, который делает человека зрячим. Подобным же образом поэзия и музыка -

которые есть не что иное, как неосознанный процесс овладевания этими

тайными вибрациями - могут стать могущественными средствами открытия

сознания. Если бы мы могли сознательно сочинять стихи или музыку путем

сознательного обращения с этими высшими вибрациями, то это были бы великие

произведения, наделенные приближающей к соответствующим планам, посвящающей

силой. Вместо поэзии, которая является игрой интеллекта и _баядерой ума_

(%36), по выражению Шри Ауробиндо, мы создавали бы мантрическую музыку и

поэзию так, чтобы _боги сходили в нашу жизнь_ (%37). Ибо подлинная поэзия -

это действие, она буравит сознание - ведь мы так сильно замурованы,

забаррикадированы! - и через отверстия в нас входит Реальное. Такова

_мантра Реального_ (%38), посвящение. Именно этого добивались риши Вед и

пророки Упанишад своими мантрами, обладавшими силой сообщить озарение тому,

кто готов, *)

*) К сожалению, эти тексты приходят к нам в переводе - т.е. при этом

теряется магия звука. Однако примечательно то, что когда слышишь

оригинальный санскритский текст, который поет человек, обладающий знанием,

можно получить озарение не понимая ни слова из того, что было сказано.

--

и именно это изложил в своей работе 'Поэзия будущего' Шри Ауробиндо и

осуществил в 'Савитри'.

Мантры, великая поэзия, великая музыка или священное Слово - все это

приходит из Глобального Разума. Он - источник всякой творческой или

духовной деятельности (их невозможно разделить: категорические

подразделения интеллекта растворяются в этой прозрачности, где все

священно, духовное и мирское). Теперь мы можем попытаться описать особую

вибрацию или ритм, присущие Глобальному Разуму. Прежде всего каждому, кто

обладает способностью входить более или менее сознательно в контакт с

высшими планами - поэтам, писателям или художникам - хорошо известно, что

за пределами определенного уровня сознания перестаешь видеть идеи, которые

пытаешься передать, - начинаешь слышать. Вибрации, волны или ритмы

обрушиваются буквально потоком