Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

Тогда мы вновь обретем нашу солнечную полноту, две наши

скрытые крайности, двух наших Матерей в одном: 'О Огонь, о _Агни_, ты

востекаешь к океану небес, к богам; ты делаешь так, чтобы божества всех

чинов встретились вместе, чтобы слились воедино воды светоносного царства,

что выше солнца, и воды, пребывающие внизу' (III.22.3). Тогда мы будем

обладать радостью этих двух миров, - а, впрочем, и всех миров, - _Анандой_

земли и небес, как если бы они были едины: 'О Огонь, ты основываешь

смертное в высшем бессмертии ... для пророка, жаждущего двойного рождения,

ты создаешь божественное блаженство и человеческую радость' (I.31.7). Ибо

такова конечная цель нашей эволюции - радость. Люди говорят о любви, но

разве есть еще хотя бы одно слово, более искаженное нашей

сентиментальностью, нашими политическими партиями, нашими церквями? Эту же

радость подделать не может никто, потому что она - ребенок, смеющийся на

солнце; она любит, ей хочется вовлечь все-все в свой грандиозный танец. Да,

это настоящая радость, нужно только решиться захотеть ее. _Лавры, а не

крест должны быть Целью, устремленной к победе человеческой души(%37), - но

люди до сих пор влюблены в печаль. ... Поэтому Христос до сих пор распят

на кресте в Иерусалиме_ (%38). Радость бытия, тотального бытия, во всем,

что существует, что было и будет здесь, там, повсюду, _как если бы мед мог

попробовать себя и всякую свою частицу сразу, а всякая частица могла

отведать любую другую, и каждая из них - все медовые соты целиком_ (%39).

Тогда эволюция выйдет из Ночи и вступит в Солнечный цикл. Наша жизнь будет

протекать под Знаком Единого. Распятый бог в нас сойдет со своего креста,

и человек станет наконец Самим Собой - станет нормальным. Ведь быть

нормальным значит быть божественным. _Есть только два естественных

гармоничных движения - несознательное или в значительной мере

подсознательное движение жизни, гармонию которого мы находим у животных

тварей и в низшей Природе, и движение духа. Человеческое состояние - это

стадия перехода, усилия и несовершенства между одним движением и другим,

между жизнью естественной и идеальной, или духовной жизнью_ (%40). *)

*) Согласно высказываниям Матери, змей земного рая - это символ

эволюционной силы, которая вытягивает человека из животного блаженства для

того, чтобы он вновь обрел состояние божественного счастья. После того, как

человек съедает плод Познания, она (эта сила) развивает его ментальные

способности до тех пор, пока они не достигнут точки поворота. У греков

колесницу Деметры также несут крылатые змеи. Змей - это не только символ

космический, но и символ индивидуальной эволюционной силы: когда восходящая

сила (_кундалини_) пробуждается у основания спинного хребта и выходит из

нашего физического сознания, где она спала, свернувшись, как змея в своей

норе (_кундалини_ означает 'свернувшаяся'), когда она поднимается от

центра к центру, развившийся человек выходит из обычного состояния

несознания и входит в сознание космическое; затем, когда открывается центр

в макушке головы, он входит в божественное солнечное сознание. Для Шри

Ауробиндо и для риши, и, вероятно, еще для некоторых уже несуществующих

древних традиций открытие этого солнечного сознания наверху - это лишь

первая эволюционная стадия, за которой должно следовать открытие того же

солнечного сознания внизу, в Материи. Это змея, кусающая свой хвост, или

то, что Шри Ауробиндо называет трансформацией.

--

Глава 17. ТРАНСФОРМАЦИЯ

Проявление Духа в супраментальном сознании и в новом теле, новой расе

так же неизбежно, как и появление Homo sapiens после приматов. Единственный

существенный вопрос заключается в том, будет ли эта новая эволюция

совершаться с нашей помощью или без нее. Вот как выразил эту дилемму Шри

Ауробиндо: _Если духовное раскрытие на земле - это скрытый смысл нашего

рождения в Материи, если и в самом деле в Природе осуществляется некая

эволюция сознания, то человек таков, как он есть, не может быть предельной

точкой этой эволюции: он является слишком несовершенным орудием духа, сам

разум является слишком ограниченной формой и орудием; разум - это некий

средний этап сознания, и ментальное существо может быть лишь переходным

существом. Но тогда, если человек не способен выйти за границы

ментальности, то он должен быть превзойден, должны проявиться суперразум

и сверхчеловек, проявиться и стать во главе творения. Но если его разум

способен открыться тому, что его превосходит, то тогда нет никаких причин,

мешающих