Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

всех китайцев, полагая, что они представляют собой совершенно

ненужную опасность. И разум прав, прав по определению, потому что он создан

таким, он должен быть рассудительным, и еще потому, что он стремится

выразить некий ментальный или моральный абсолют, который имеет свое место и

назначение. Но ведь это вовсе не вся истина, это лишь _одна_ из возможных

точек зрения. *)

*) Некоторые скажут, что наша обособленность, наш разум и наша мораль -

это инструменты, необходимые для проживания в том мире, каким он в

настоящее время является. И это действительно так. Наша обособленность

вынуждена. Но как раз в этом и заключается причина того, что мир не

представляет собой единое целое. Нам только никогда не следует терять из

виду то, что это переходные средства и что мы должны заменить эти

_временные меры_ [stop-gaps - досл. 'затычки'], как их называет Шри

Ауробиндо, сознанием, которое есть видение и которое есть сила.

--

И именно поэтому нам не дана сила - ибо если бы у нас была сила, то мы бы с

самыми лучшими намерениями сотворили бы ужасный беспорядок по своему

неведению и близорукости. Наша немощность - это необходимость.

Супраментальное сознание охватывает не только все точки зрения, в его

власти находятся также и глубинные силы, действующие за каждой вещью, и

истина каждой вещи - это _Истина-Сознание_, - а поскольку оно видит все,

оно обладает Силой - из первого автоматически следует второе. Наше бессилие

- это результат отсутствия надлежащего видения. Видеть, видеть целиком и

полностью - это с необходимостью означает обладать силой. Но

супраментальная сила не подчиняется ни нашей логике, ни морали, она видит

далеко в пространстве и во времени. Она не пытается отрезать зло для того,

чтобы спасти добро, и работает не прибегая к каким-то мгновенным чудесам.

Она высвобождает из зла то добро, которое в нем есть, и своей силой и

светом приводит в согласие темную половину вещей с ее светоносной

двойницей. Первое, что она вызывает, проникая, - это кризис: она подвергает

тьму воздействию ее же собственного света. Она чрезвычайно мощно

стимулирует эволюционный процесс.

Труды, написанные Шри Ауробиндо, хотя и являются ментальным выражением

супраментальной деятельности, дают нам практический пример этого

глобального видения. Многих это [написанное им] сбивает с толку, потому что

в работах этих нет всех тех установок, тех точек отсчета, опоры, которые

делают мысль легко воспринимаемой, но ведь быть доктринером так легко. Шри

Ауробиндо исследует буквально все точки зрения с тем, чтобы из каждой

извлечь самую глубинную истину, но никогда не навязывает своей точки зрения

(может быть, потому, что у него ее нет, или он имеет их все!), просто он

показывает, что всякая истина является не полной сама по себе, и указывает

направление, в котором ее можно расширить. Суперразум не противопоставляет

_одну истину другой, чтобы увидеть, какая из них выстоит и уцелеет, но

дополняет одну истину другой в свете единой Истины, аспектами которой они

все являются..._ (%6) Он говорил также о _свете Мысли, которая несет в себе

все свои противоположности_ (%7). Это то, что Мать называет _мыслить

сферически_. Когда говоришь о Шри Ауробиндо, всегда чувствуешь, что

впадаешь в ужасный догматизм и умствование, - без сомнения, из-за

неадекватности нашего языка, который сосредоточивается на какой-либо одной

точке и таким образом отбрасывает тени, тогда как Шри Ауробиндо охватывает

все, но вовсе не из-за какой-то 'терпимости' - этого ментального суррогата

Единства - но благодаря реальному видению, которое поистине едино с каждой

вещью и находится в сердце каждой вещи. Может быть, это и есть само видение

Любви?

Это цельное видение является настолько реальным, что для обладающего им

изменяется даже внешний вид физического мира; вернее, он не меняется:

физический мир предстает таким, каков он есть в действительности.

Оптическая иллюзия разделения, с которой мы обычно живем, исчезает, мы уже

не воспринимаем палку сломанной, все вновь обретает смысл - мир является не

таким, каким мы его видим: _Для супраментального чувства ничто на самом

деле не является конечным: оно базируется на ощущении всего в каждом и

каждого во всем: его определяющая способность [its sense definition] ... не

создает никаких стен ограничения; это океаническое и эфирное чувство, в

котором всякое чувственное знание и ощущение - это волна, движение, брызги

или капля, которые все-таки являются при этом средоточием океана и от

океана неотделимы.