Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

в земном.

Этим заканчивается описание восхождения [по пути сознания], которое было

предпринято Шри Ауробиндо в одиночной камере алипорской тюрьмы. Мы привели

лишь бледное человеческое отображение этих высших сфер, ничего не сказав

об их сущности, о том, каким образом существуют эти миры сами по себе, во

всем своем великолепии, независимо от наших несовершенных выражений. Надо

услышать самим, надо _увидеть_!

_Тихие небеса невечернего Света,

Просветленные миры безмолвия цвета фиалки,

Океаны и реки радости Господней

И беспечальные страны под пурпурными солнцами.

(Calm heavens of impershable Light,

Illumined continents of violet peace,

Oceans and rivers of the mirth of God

And griefless countries undeer purple suns.)_ (%40)

5 мая 1909 г., после года заключения, Шри Ауробиндо был оправдан и

освобожден. Своей жизнью он был обязан двум непредвиденным событиям. Один

из заключенных предал его: он донес, что Шри Ауробиндо был лидером

подпольного движения; его показания в суде означали бы смертный приговор

для Шри Ауробиндо, но доносчик был таинственным образом застрелен в своей

камере. Затем пришел день суда; когда все сидели, ожидая вынесения

смертного приговора, адвокат Шри Ауробиндо был внезапно охвачен озарением,

которое распространилось на весь зал и потрясло присяжных: 'Еще долго после

его смерти и ухода слова его будут отзываться вновь и вновь не только в

Индии, но и в самой дальней дали от нее. Поэтому я утверждаю, что человек,

такой, как этот, стоит не только перед барьером этого суда - он стоит перед

Высшим Судом Истории'. Шри Ауробиндо было тридцать семь лет. Его брат

Барин, сидевший на суде в одной с ним клетке, был приговорен к

повешению. *)

*) Этот приговор был позднее заменен пожизненной высылкой на Андаманские

острова.

--

Но Шри Ауробиндо по-прежнему слышал голос: _Помни: никогда не бойся,

отбрось все колебания. Помни, что это Я делаю это, а не ты или кто другой.

Поэтому, как бы ни сгущались тучи, какие бы опасности и страдания, какие бы

трудности или то, что кажется невозможным [whatever impossibilities], ни

встретились тебе, нет ничего невозможного, ничего трудного.

Ибо это Я, кто все совершает_. (%41)

Глава 13. ПОД ЗНАКОМ БОГОВ

Когда Шри Ауробиндо вышел из алипорской тюрьмы, он нашел, что

политическая жизнь страны значительно оскудела из-за казней и массовых

высылок, предпринятых британским правительством. Тем не менее он возобновил

свою работу, начав издавать еженедельник на бенгали и еще один - на

английском; это был журнал 'Карма-йогин', эпиграфом к которому стали

замечательно символичные слова из Гиты - 'Йога - это искусство в

действиях'. Под угрозой нового заключения Шри Ауробиндо опять отстаивал

идеал полной независимости страны и несотрудничества с англичанами, однако

теперь его уже занимала не только судьба Индии, но и судьба всего мира. Он

достиг сознания Глобального Разума, откуда единым взглядом охватываешь

'огромные протяжения пространства и времени', и размышлял теперь о будущем

человека. Что может человек _сделать_?

Он достиг пределов человеческого сознания. Выше, казалось, не было

ничего - только разреженная белизна, годная лишь для существ иных или же

для другого способа существования, но не для легких жителя планеты Земля. И

каким бы ни был сам по себе путь - будь то путь мистика или же более

медленный путь поэта, художника или вообще любой из путей великих творцов -

кажется, что в конце концов сознание одинаково растворяется, исчезает у

некой белой границы, где уничтожается все. 'Некто', кто мог бы служить

связующим мостом, исчезает, в холоде света замирают все вибрации,

прекращаются все пульсации. Раньше или позже человеческое растворяется в

Нечеловеческом, как будто цель всего эволюционного восхождения заключается

лишь в том, чтобы избавиться от человеческой малости, вырасти из нее и

вернуться к Источнику, который нам никогда и не следовало бы покидать. И

даже если допустить, что за пределами Глобального Разума есть некий

неизвестный план сознания, то не будет ли это сознание еще более

разреженным, еще более неуловимым? И чем ближе к Божественному, тем дальше

от земного. Индивид может измениться, но мир остается все тем же. В таком

случае что же собою представляет наше земное будущее, если на самом деле не

существует ничего, кроме этого сознания Глобального Разума?

Все мы надеемся, что с развитием сознания и науки мир станет лучше,

гуманнее, жизнь