Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

же эволюционной

спирали. Затем мы увидим, что нечто неудержимо влечет нас к Цели, что все

имеет значение - даже самое незначительное, ибо ничто не может прийти в

движение так, чтобы не пришло в движение все, - и что мы находимся на пути

к событиям гораздо более великим, чем могли себе представить.

Вскоре нас поразит второй парадокс, хотя, может быть, это то же, что и

первый. Кроме рассмотренной противоположности - 'восхождение-нисхождение' -

существует, по-видимому, и некое основное противоречие. У всех у нас есть и

цели в этой жизни, и на протяжении всех наших (прошлых и будущих) жизней -

мы должны выразить нечто, свойственное только нам, нечто уникальное, потому

что каждый человек уникален - это наша главная истина, в этом смысл

_собственно нашего аспекта_ эволюционной борьбы. Цель эта предстает перед

нашими глазами постепенно, после множества опытов и последовательных

пробуждений по мере того, как мы обретаем внутреннее развитие; тогда мы

осознаем, что некая нить проходит через всю нашу жизнь - и через все наши

жизни, если мы в состоянии судить об этом, вспоминая их, - придавая ей

особую ориентацию, как будто все гонит нас в одном и том же направлении,

которое становится все более точным по мере нашего продвижения. Но когда мы

начинаем осознавать свою цель, перед нами открывается и особая трудность,

которая, кажется, является противоположностью нашей цели или противоречит

ей. Странная ситуация: как будто мы несем в себе тень нашего света - особую

тень, трудность или проблему, которая предстает перед нами вновь и вновь с

необычайным упорством, являясь нам под различными масками и при самых

разных обстоятельствах, но оставаясь всегда все той же по сути; она

возвращается после каждой выигранной битвы с возрастающей силой - в точной

пропорции с нашей новой интенсивностью сознания, как будто мы должны вести

все ту же битву снова и снова на каждом подчиненном плане сознания. Чем

яснее становится цель, тем гуще - тень. Мы встречаем Врага:

_Тот тайный враг, что в недрах естества сокрыт,

Тобой сражен быть должен, человек,

иль не исполнишь ты свой высший долг.

Сей брани внутренней не избежать тебе.

(This hidden foe lodged in the human breast

Man must overcome or miss his higher fate.

This is the inner war without escape_.) (%9)

Шри Ауробиндо называет его также the Evil Persona. Случается, что перед

тем как понять нашу цель позитивно, мы скорее догадываемся, чем она _не_

должна быть, в ходе повторения все тех же сложных обстоятельств, все тех же

ошибок и падений, которые, как кажется, все ведут нас в одном и том же

направлении, как будто мы бесконечно и тягостно вращаемся по кругу,

приближаясь все ближе и ближе к центру, который является одновременно и

целью, и ее противоположностью. _У человека, одаренного для совершения

работы, - писал Шри Ауробиндо, - всегда или почти всегда - наверное, не

стоит создавать слишком жесткого общего правила, применимого к явлениям

такого рода, - есть как бы связанное с ним существо, которое можно иногда

рассматривать, как его часть и которое является как раз противоположностью

того, что он в основном представляет в работе, которую предстоит сделать.

Или, если вначале этого существа еще нет или оно не связано с личностью

человека, то сила такого рода входит в его окружение сразу же, как только

он начинает свое движение к постижению. Ее задача состоит в том, чтобы

мешать, создавать препятствия и неблагоприятные условия - одним словом,

поставить его перед лицом всей трудности работы, которую он начал. Казалось

бы, в невидимом устроении вещей эту проблему нельзя решить иначе, как с

помощью какого-то предопределенного орудия, которое приняло бы эту

трудность как свою_. [It would seem that the problem could not, in the

occult economy of things, be solved otherwise than by the predestined

instrument making the difficulty his own.] *)

*) Здесь под 'предопределенным орудием' понимается человек, которому

была бы 'дана' эта трудность, он принял бы ее как свою (взял бы ее 'на

себя'), и, таким образом, создалась бы возможность для разрешения этой

трудности в космическом масштабе (in the occult economy of things): он стал

бы средством ее разрешения (прим.пер.).

--

_Это объясняет многие ситуации, которые при поверхностном подходе приводят

в замешательство_ (%10). В беседах с учениками Мать подчеркивала то же

самое явление: _Если в вас потенциально уже существует победа, то всегда вы

несете в себе и противоположность