Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

мыслителей, которые

пытаются доказать или объяснить существование и природу Бога или Абсолюта, -

в своих методах и результатах не выходит за пределы интеллекта. Но интеллект

не способен к познанию высшей Истины, он может только бродить в поисках

Истины, схватывая ее отдельные [фрагментарные] образы, а не всю целиком, и

пытаясь соединить их вместе. Разум не может достичь Истины; он может лишь

создать некий сконструированный образ, который пытается представить ее, или

комбинацию таких образов. Результатом европейской мысли, следовательно,

всегда должен быть агностицизм, явный [declared] или неявный. Интеллекту,

если он честно движется к своему собственному пределу [end], приходится

вернуться [обратно] и дать следующий отчет: 'Я не способен к познанию,

есть, или, по крайней мере, мне кажется, что может быть, или даже должно

быть Нечто запредельное [Something beyond], некая окончательная Реальность,

но относительно ее истины я могу только делать предположения [speculate],

она либо непознаваема, либо не может быть познана с моей помощью [мною]'.

Или же, если он [разум] получил некий свет из того, что находится за его

пределами, он может также сказать: 'Возможно, есть некое сознание за

пределами Разума, ибо, мне кажется, я улавливаю его проблески и даже получаю

указания [intimations] от него. Если это находится в связи с Запредельным,

или если это и есть само сознание Запредельного и ты можешь найти некий путь

его достижения, тогда это Нечто может быть познано, но не иначе'.

Любые поиски высшей Истины посредством одного лишь интеллекта должны

завершиться либо агностицизмом упомянутого рода, или же некой

интеллектуальной системой, или сконструированной разумом доктриной

[formula]. Уже есть сотни таких систем и доктрин и могут быть созданы еще

сотни, но ни одна из них не может быть окончательной. Каждая из них может

иметь свою ценность для разума, и различные системы с их противоположными

заключениями могут иметь одинаковую привлекательность для умов равной силы и

способностей. Вся эта работа спекулятивного мышления полезна тем, что она

воспитывает [тренирует] человеческий разум и постоянно указывает ему на

идею о чем-то Запредельном и Окончательном - к чему он должен обратить себя.

Но мыслящий Разум [intellectual Reason] может лишь неопределенно указывать

на Него или ощупью осязать Его, или же пытаться обнаружить отдельные и даже

противоречивые аспекты Его проявления здесь; он может войти в Него и

познать Его. До тех пор, пока мы остаемся в области чисто интеллектуальной,

все, что можно сделать [здесь], - это беспристрастно размышлять над тем, что

было продумано и затем найдено, постоянно взвешивать [throwing up] идеи, все

возможные идеи, и [наконец] создать ту или иную философскую веру, мнение

или вывод. Такого рода беспристрастное исследование Истины было бы

единственной возможной позицией любого широкого и гибкого интеллекта. Но

любое достигнутое таким образом заключение было бы только умозрительным

[speculative]; оно не могло бы иметь никакой духовной ценности, оно не дало

бы убедительного [decisivel] опыта [переживания] или духовной уверенности,

которой ищет душа. Если интеллект - наше наивысшее возможное орудие и нет

других средств достижения сверхматериальной [надфизической - supraphysical]

Истины, то мудрый и неограниченный агностицизм должен быть нашей

окончательной позицией. Вещи в своем проявлении могут быть познаны до

некоторой степени, но Высшее и все, что находится за пределами Разума,

должно навсегда остаться непознанным.

И только если есть более великое сознание за пределами Разума и это

сознание доступно нам, мы можем познать и вступить в окончательную

Реальность. Интеллектуальное размышление, логическая аргументация -

существует ли такое более высокое сознание или нет - не могут завести нас

очень далеко. То, что нам нужно - путь к тому, чтобы получить опыт

[переживание], достичь этого сознания, войти в него, жить в нем. Если мы

сможем достичь этого, интеллектуальное размышление и обсуждение

[аргументация - reasoning] с необходимостью отойдут на второй план и даже

потеряют свой смысл для существования. Философия, интеллектуальное выражение

Истины могут остаться, как средство выражения этого более великого открытия

- насколько его вообще можно выразить в сфере ментального разума [in the

mental intelligence].

Это, как вы увидите, отвечает на ваш вопрос о западных мыслителях -

Брэдли и других, которые пришли через интеллектуальное размышление к идее

об 'Ином за