Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

с нее проявляются все

более и более высокие степени сознания. Таким образом, Бессознательное

[Inconscient] представляет собою нашу материальную, телесную основу (Шри

Ауробиндо предпочитает называть его 'Незнанием' [Nescient], потому что на

самом деле Бессознательное не лишено сознания), тогда как Подсознательное

заключает в себе наше земное прошлое, а Сверхсознательное - наше будущее.

Внутри из каждой из этих трех зон находятся различные уровни всеобщего,

космического сознания (которые Шри Ауробиндо иногда называет

сублиминальными, чтобы четко отличать их от подсознательного, потому что

сознание подсознательного очень ограничено или очень смутно,

_под_сознательно, в то время как сублиминальные планы наполнены высоко

сознательными силами). Та часть этих различных зон, которую можно отнести к

личности, - этот очень незначительный пласт: наше тело плюс все то, что мы

смогли индивидуализировать или колонизировать в этой или предыдущих жизнях.

--

Там мы найдем все примитивные и грубые ментальные формы или силы, которые

первыми появились в мире Материи и Жизни; все агрессивные импульсы,

присущие Жизни на этапе ее зарождения, все ее рефлексы страха и страдания;

и, наконец, силы болезни и разложения, и Смерти, которые подсознательно

управляют нашей физической жизнью. И тогда становится очевидным, что

истинная жизнь на земле невозможна до тех пор, пока все эти миры

распоряжаются полем битвы - внутри нас встречаются все эти миры от самого

высшего до самого низшего. Поэтому нам нельзя бежать, зажимая нос или

крестясь, - мы должны открыто, прямо и решительно выйти на арену и победить

во что бы то ни стало:

_И должен он нести ярмо, чтобы потом сорвать его -

он для того явился;

И также боль сносить, чтобы потом уврачевать ее...

(He too must carry the yoke he came to unloose;

He too must bear the pang that he would heal...)_ (%4)

Пределы психоанализа

Современная психология тоже поняла важность подсознания и необходимость

его очищения. Но психологи увидели лишь одну половину картины -

подсознательное, но не увидели другой - сверхсознательного; они полагали,

что их слабые ментальные проблески смогут осветить этот воровской притон -

с таким же успехом они могли бы пытаться найти путь в самой густой и темной

чаще джунглей, вооружившись карманным фонариком! На самом деле в

большинстве случаев они понимают подсознательное как обратную, теневую

сторону маленькой фронтальной личности. В действительности же существует

фундаментальный психологический закон, избежать которого невозможно и

согласно которому способность человека нисходить прямо пропорциональна его

способности восходить; он не может опуститься на расстояние, большее, чем

то, на которое он способен подняться, поскольку сила, необходимая для

нисхождения, - это та же сила, которая обеспечивает восхождение. Если бы

каким-то образом мы опустились бы ниже той границы, которую определяет наша

способность к восхождению, то это немедленно привело бы к несчастью,

одержимости или приступу сумасшествия, потому что это лишило бы нас

необходимой защиты. Чем ближе мы продвигаемся к источнику Истины здесь,

внизу, тем больше открывается нам неизмеримая в своей глубине Мудрость.

Загадочные комплексы, тормозящие месье Дюпона, находятся, если можно так

выразиться, всего в нескольких сантиметрах ниже поверхности, а его

сознательная жизнь - в нескольких сантиметрах выше ее. Таким образом, если

наши психологи не являются особо просветленными, то они не могут

по-настоящему спуститься в подсознательное, а потому не могут и ничего

по-настоящему вылечить - за исключением некоторых поверхностных отклонений,

но и в этом случае есть постоянный риск того, что расстройства эти пустят

ростки где-то в другом месте, приняв другую форму. Нельзя излечить что-либо

до тех пор, пока не пройдешь до конца весь путь нисхождения, а этот путь

невозможно пройти до тех пор, пока не пройден полностью путь восхождения.

По мере нисхождения становится необходимым все более и более мощный свет -

в противном случае человек будет попросту съеден заживо.

Если бы психоанализ согласился остаться в пределах своих узких рамок, то

в этом не было бы ничего страшного: он осознал бы в конце концов свою

ограниченность, выполняя при этом полезную социальную функцию излечивания

каких-нибудь там мелких зудений. К сожалению, для многих психоанализ стал

чем-то вроде нового Евангелия; концентрируясь скорее на наших темных

сторонах,