Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

тем более касаемся дна.

Великий переход

Последние шаги нисхождения совершаются за пределами Подсознательного - в

нашем эволюционном прошлом, в нашем старом, доисторическом сознании, на том

уровне, где впервые в мире из того, что казалось Смертью, возникла жизнь -

т.е. в нашем теле, на границе между материальным Бессознательным и

физическим сознанием, в той области, которая принимала участие в

первоначальной рождении, а затем временно бездействовала. Органы и клетки

нашего тела имеют свое собственное, высоко организованное и эффективное

сознание, которое знает, как надо выбрать что-то, получить или отвергнуть

это 'что-то', и которым можно управлять, если мы достигли соответствующего

уровня йогического развития. Если бы речь шла лишь об улучшении настоящих

условий жизни по желанию, стойкость против болезней и даже вечная юность -

это некоторые из часто встречающихся побочных приобретений йогической

дисциплины. Но, как мы говорили, мы стремимся изменить жизнь, а не только

подправить ее фасад. Ниже нашего настоящего физического сознания находится

физическое подсознательное, которое представляет собою результат эволюции

жизни в Материи и сохраняет все старые привычки жизни (самой дурной из

которых является привычка умирать), а также рефлексы, страхи,

оборонительные реакции, но особенно совокупность привычек некой косности:

жизнь как будто хранит память о множестве защитных покровов, которые ей

приходилось возводить вокруг себя для того, чтобы расти. У самого дна этого

физического подсознательного, где, кажется, исчезают все формы сознания или

памяти, достигаешь самого основания, первоначального Панциря, самой Смерти,

из которой вырвалась на свободу Жизнь. Это нечто огромное и твердое -

настолько огромное и твердое, что риши Вед дали ему название 'бесконечная

скала'. Это Бессознательное. Это стена - или, может быть, дверь. Это дно -

или, может быть, только перепонка. А вдруг бессознательное абсолютно мертво

и бессознательно - не является ли чем-то неподвижным в отрицательном

смысле? А что, если оно негативно, так сказать в положительном смысле:

отвергает, активно отрицает, говорит 'Нет' жизни:

_Упрямое, немое отрицание в глубинах Жизни,

Невежественное 'Нет' в первоисточниках вещей.

(The stubborn mute rejection in Life's depths,

The ignorant No in the origin of things_.) (%19)

Если бы этим основанием [origin] было тотальное Ничто, то было бы не на что

надеяться. Кроме того, из ничего ничто никогда не смогло бы вырасти - т.е.

это скалистое дно есть _нечто_. Если существует 'Нет', то оно должно

содержать 'Да'; если существует Смерть, то в ней должна заключаться Жизнь.

И, наконец, если есть конец, то с другой стороны должно быть начало. Все

отрицательное является обратной стороной чего-то положительного. Любая из

наших самых глубоких бездн является поверхностью чего-то иного. Смысл йоги

Шри Ауробиндо состоит в том, чтобы из всех этих отрицательных явлений

извлечь положительное - из всех элементов и на каждом уровне сознания - и,

если на то будет Божья Воля, найти высшее Положительное (которое не

является ни положительным, ни отрицательным, оно просто _есть_), которое

раз и навсегда разрешит наши двойственности - двойственности низшего

порядка так же, как и дуализм самой жизни, которая продолжает умирать, или

Смерти, которая продолжает жить.

В Шандернагоре Шри Ауробиндо достиг низших уровней физического

подсознательного. Перед ним была стена: _Нет, то, чем я сейчас занят, - это

не Эмпиреи [Небеса] - хорошо, если бы это было так. Это, скорее, нечто

противоположное - обратная сторона вещей_ (%20). Тот, кому уже известны

сопротивление и яростные реакции, которые возникают, едва лишь заденешь

ментальное и витальное подсознательное, - этот гадючник, - может себе

представить, что значит такое нисхождение. Чем глубже мы нисходим, тем

более высокое сознание нам нужно, более сильный свет, поскольку нисхождение

прямо пропорционально восхождению. А если мы понимаем, что сознание - это

сила такая же осязаемая, как электрический ток, то мы можем вообразить,

какие травмы, терзания и муки могут создать, например, сверхментальные сила

и свет, когда они низвергаются, подобно водопаду, в грязную лужу

физического подсознательного - _поток [an assault - 'атака', 'штурм'] эфира

и огня_ (%21). Здесь таятся величайшие трудности, даже опасности, к которым

мы вернемся, когда будем говорить о Трансформации. Пока мы имеем дело с

ментальным или витальным сопротивлением,