Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

Разум, Озаренный

Разум, Высший Разум, затем витальный и тонкий физический - оно все более и

более уловляется своей силой, вязнет в ней, рассеивается на крошечные

мелкие инстинкты, на маленькие, стремящиеся лишь к выживанию тропизмы, и

так далее - вплоть до своего конечного растворения в Материи, где все суть

лишь осколки, фрагменты. 'В начале, - говорит Веда, - тьма в себе хранила

тайно тьму - целый океан бессознания. Раздробленность скрывала мировую

душу' (X.129.1,5). Деволюция завершена, это _погружение Света в собственную

тень_ (%22), т.е. в Материю.

Итак, перед нами - два полюса. На вершине - некое Отрицательное (или

Положительное, в зависимости от личного предрасположения), где Сила словно

поглощена лучащимся Ничто, залив покоя без ряби, где содержится все (все

_уже_ там) и где нет никакой необходимости даже в малейшем движении для

того, чтобы быть - _это есть_. На другом полюсе - некое высшее

Положительное (или Отрицательное, если угодно), где Сознание словно

погружено в темное Ничто, бездну слепой Силы, вечной пленницы своего

темного кружения - таким образом осуществляется становление, неумолимое и

непрестанное. Эта исходная, первичная двойственность с необходимостью

порождает и все остальное: Единое и Бесчисленное, Бесконечное и Конечное,

Сознание и Силу, Дух и Материю, Бесформенное и неистовство форм - Его и Ее.

Все наше существование заключено между этими двумя полюсами; некоторые из

нас желают видеть лишь Трансцендентное, которое они называют высшим

Положительным, и отвергают Материю как некую временную ложь, которую нужно

пережить, ожидая Великого Возврата (но где может иметь место этот Возврат,

если не везде, во всех точках, снизу и сверху, справа и слева!), иные

верят безгранично лишь в Материю, которую они тоже называют высшим

Положительным, и отрицают Дух, как вполне определенную и к тому же

'отрицательную' ложь, поскольку в соответствии с человеческой логикой

положительное не может быть отрицательным, или наоборот. Но это не так.

Сознание не исключает Силу, Материя - Дух, Бесконечное - конечное, точно

так же, как 'верх' не уничтожает 'низ' - _есть_ 'низ', который является

таковым только относительно, для нас, и, более того, каждая из крайностей

уже содержит в себе прикровенно своего вечного Спутника: _В мире, как мы

его видим, т. е. как он предстает нашему ментальному сознанию, даже в самых

высоких его проявлениях, мы находим, что для каждого положительного

существует отрицательное. Но отрицательное - это не нуль, на самом деле то,

что кажется нам нулем, наполнено силой, изобилует энергией существования.

... Точно так же существование отрицательного не исключает существования

своего соответствующего положительного, не превращает его в нечто

нереальное; оно лишь показывает, что положительное есть неполное

утверждение истины вещей, и даже, можно сказать, истины, самого

положительного. Ибо положительное и отрицательное существуют не только

рядом друг с другом, но и посредством друг друга, будучи теснейшим образом

взаимосвязаны; они дополняют друг друга, а для тотального видения,

которого лишен ограниченный ментальный рассудок, они также и объясняют друг

друга. В своей разделенности, изолированно, их невозможно познать

по-настоящему; мы только тогда начинаем познавать нечто в его глубинной

истине, когда мы можем прочесть в нем признаки его кажущейся [apparent]

противоположности_ (%23). Наверху Она как бы погружена в сон в Нем, внизу

Он как бы погружен в сон в Ней, Сила растворяется в Сознании, а Сознание -

в Силе, Бесконечное содержится в конечном, как дерево со всеми своими

ветвями содержится в семени. Это то, что Шри Ауробиндо называет

'инволюцией': _Несознание Материи - это некое прикровенное, вовлеченное или

сомнамбулическое сознание, которое содержит в себе все скрытые силы Духа.

В каждой частице, атоме, молекуле, клетке Материи скрыто присутствует и

незаметно работает все всезнание Вечного и все всемогущество

Бесконечного_ (%24). За инволюцией наверху следует новая эволюция внизу,

таким образом здесь все неявно содержится в Ночи - так же, как все неявно

содержалось в Свете наверху. _Агни_ пребывает там, 'как некая горячая

золотая пыль', '_Агни_ вошел в землю и в небеса, как если бы они были

едины', - говорит Риг Веда (III.7.4). _В известном смысле можно утверждать,

что все творение - это движение между двумя инволюциями: Духа, в котором

все пребывает в вовлеченном состоянии и из которого все эволюционирует в

направлении вниз (или деволюционирует) к другому