Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

окружающей их

тьмы: люди находятся на разных стадиях развития - мы всегда забываем об

этом. В этом заключается вечная слабость всех наших грандиозных построений.

Наши благословенные центры будут подобны _островам света_ (%7) среди менее

развитого человечества, которое, естественно, будет посягать на этот

высший свет, стремиться затемнить или умерить его. Нам всем известна судьба

Греции и Рима в варварском мире. Таким образом, представляется, что миром

движет более мудрый эволюционный закон, согласно которому ничто не может

быть спасено до тех пор, пока не спасено все. Отлучение от церкви и ад -

это все ребяческие представления, порождения Невежества, точно так же, как

и все наши утопии о молочных реках и кисельных берегах, будь то на земле

или на небесах; не может быть никакого рая до тех пор, пока хоть один

человек находится в аду! Потому что есть только вообще Человек - как некое

единое. Кроме того, если допустить, что один из этих островов света сможет

силой своего мощного центра предотвратить вторжение извне, то это еще не

значит, что эта защита будет существовать и тогда, когда Сила уйдет.

История всех религиозных, оккультных, рыцарских движений (и им подобных)

ясно показывает, что всегда и везде в мире после смерти Учителя и его

непосредственных учеников все рассыпается, вульгаризируется, нивелируется,

искажается или попросту умирает. Даже и до сего дня этот закон притяжения

вниз кажется непреодоленным и непреодолимым. Для полной победы эволюции

должна быть преобразована вся жизнь во всей своей полноте, а не только

фрагмент жизни, не избранный луч или благословенный остров. А для этого

необходима иная Сила - Сила, способная противостоять притяжению вниз, -

иной, неделимый или глобальный принцип сознания, способный вместить

бесконечное разнообразие жизни не уродуя ее.

Если мы взглянем на эволюционное будущее с индивидуальной, а не с

коллективной точки зрения, то и в этом случае Глобальный Разум не приносит

нам живой полноты, к которой мы стремимся. Если предположить, что цель

эволюции заключается лишь в том, чтобы создать больше Бетховенов и Рембо

или, может быть, даже несколько суперплатонов, то неизбежно приходишь к

мысли, что это слишком ничтожное завершение миллионов лет эволюции, добытое

ценой жизней миллиардов индивидуумов на пути к цели. Бетховен, Рембо или

даже св. Иоанн не могут быть целью эволюции - в таком случае жизнь не имела

бы никакого смысла, поскольку каждому ясно, что их произведения

восхитительны именно потому, что им недостает контакта с этой самой земной

жизнью. Все они говорят нам, что там, наверху, жизнь гораздо прекраснее -

миллионы золотых птиц и божественная музыка - чем здесь, внизу. Кажется,

что все совершается наверху, но что происходит здесь? Здесь жизнь течет,

как прежде. Некоторые скажут, что эти возвышенные мысли, поэмы, квартеты,

мгновения божественных видений более драгоценны, чем все часы нашей жизни,

собранные вместе. И они правы. Но ведь в этом-то все и дело! Это

подтверждает то, что в жизни ужасно чего-то не хватает, что она пуста, что

цель жизни находится вне жизни. Нам нужна истина, которая включает в себя и

тело, и землю, а не только некую истину небес. Мы стремимся не к отдыху, а

к новому созиданию. *)

*) Во французском оригинале - непереводимая игра слов: recreation -

отдых, восстановление сил; re-creation - создание заново (прим.пер.).

--

До сегодняшнего дня все идет так, как будто индивидуальный прогресс в

эволюции состоит в том, чтобы открыть высшие планы сознания, а добившись

этого, построить свое собственное гнездо в стороне от остального мира,

остров света в гуще материального филистерства - один находит это в музыке,

другой - в поэзии, третьи - в математике или религии, на парусной яхте или

в келье монаха; каждый имеет свое маленькое световое отверстие или хобби,

как будто жизнь и тело даны нам для того, чтобы убежать от этой самой жизни

и тела. И действительно, достаточно взглянуть на нашу собственную жизнь -

мы никогда не присутствуем в ней! Мы всегда - до или после - погружены в

воспоминания или надежды, наше 'здесь и сейчас' - убого и тускло. Мы даже

не знаем, существует ли это 'здесь и сейчас' за исключением именно лишь тех

моментов, которые уже не принадлежат жизни, как таковой. И мы не можем

сваливать вину на церкви; все мы живем в потустороннем постоянно; церкви

лишь проповедуют более обширное потустороннее - надмирное. Рембо, и тот

говорил об этом: 'Истинная жизнь - не здесь'.

Шри Ауробиндо искал