Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

- в своей шкуре

со своим 'внутренним' и 'внешним', с индивидуальным и коллективным, каждый

- вотчина со своими пределами, похожими на смехотворные границы нашей

политической географии, - но оказывается, что все связано! Нет ни одного

извращения, ни одной болезни в мире, которые не имели бы корней и в нас,

нет ни одной смерти, соучастниками которой мы бы не были. Все мы одинаково

вовлечены во все и виноваты во всем - никто не спасен, пока не спасены все!

Это не проблема _одного_ тела, говорит Мать, а проблема _всего_ Тела,

причем она даже не употребляла заглавного . Таким образом, Шри

Ауробиндо и Мать открыли _материально_, на опыте, субстанциональное

единство мира: нельзя коснуться одной точки, не затронув всего остального,

или сделать шаг вперед или вверх без того, чтобы и весь мир не сделал

такого же шага. Мы говорили о том, что это 'стратегический' вопрос; и

вполне возможно, что стратегия божественного промысла как раз и состоит в

том, чтобы прогресс осуществлялся совокупно, 'всем миром'. Именно поэтому

риши Вед и потерпели неудачу шесть тысяч лет назад. Полная и устойчивая

индивидуальная трансформация невозможна без определенного, пусть даже

минимального, продвижения всего мира в целом.

Так подошел к концу второй период работы по трансформации. После

четырнадцати лет работы, с 1926 по 1940 г., индивидуальным

концентрированным путем, с горсткой тщательно отобранных учеников Шри

Ауробиндо и Мать снова оказались перед непреодолимым препятствием. Когда

супраментальный свет приближается к земле, чтобы воссоединиться с тем же

светом, заключенным в Материи, из коллективного подсознательного

поднимаются потоки грязи, и все затопляется вновь. _Для того, чтобы помочь

человечеству, - замечал Шри Ауробиндо, - для индивидуума, как бы велик он

ни был, недостаточно достичь окончательного решения индивидуально, [потому

что] даже если свет готов низойти, он не сможет закрепиться до тех пор,

пока и весь низший план также не будет готов воспринять давление

Нисхождения_ (%34). То, что кульминация второго периода работы по

трансформации совпала с началом второй мировой войны, имеет глубокое

значение. Когда давление Света нисходит в одно человеческое тело, тело мира

тоже начинает накаляться. Разве мы знаем по-настоящему, в чем благо или

зло этого мира?

Факт коллективного сопротивления поставил Шри Ауробиндо и Мать перед

вопросом: должны ли они отделиться от остального мира и идти вперед в

одиночку, только с несколькими учениками осуществлять трансформацию и лишь

затем вернуться к коллективной работе, чтобы распространить завершенную

(или частично завершенную) в самих себе трансформацию на всю Землю. (Та же

идея побуждала многие духовные, оккультные, рыцарские и т.п. группы

уходить в уединение, недоступное для мира, чтобы делать свое дело, и

защитить его от заражения коллективными вибрациями.) Но вскоре они

осознали, что это иллюзия, что впоследствии разрыв (или _атмосферическая

пропасть_ (%35), как называл его Шри Ауробиндо) между новой реализацией и

старым миром будет слишком велик, чтобы его можно было когда-либо

преодолеть. А какая польза в индивидуальном успехе, если его нельзя

передать всему миру? Получилось бы, как в сказке Андерсена, о которой мы

уже говорили. Если супраментальное существо вдруг появилось бы на земле,

его никто не увидел бы. Наши глаза должны сначала открыться для иного

способа жизни. _Если вы пойдете по пути, который открыт для вас, -

говорила Мать, - (с путями дело обстоит так же, как и с существами, -

некоторые из них открыты) и при этом не будете терпеливо ждать остальных

[досл. 'оставшуюся часть творения' - прим.пер.), т.е., если вы в ходе

индивидуальной реализации подойдете к Истине весьма близко по сравнению с

настоящим состоянием мира, то к чему это приведет? Вы нарушите целостность;

не только гармония, но и равновесие целого будет нарушено, потому что

какая-то часть творения будет не способна продвигаться в этом направлении.

Место полной реализации Божественного займет реализация незначительная,

локальная, бесконечно малая, и вам не удастся достичь того, что должно быть

осуществлено в пределе. Кроме того, - подчеркивала Мать, - в одиночку

невозможно совершить работу во всей ее полноте, потому что каждое

физическое существо, каким бы, совершенным оно ни было, - даже если оно

все целиком 'наивысшего качества', даже если оно предназначено для особой

Работы, - обособлено и ограничено. Оно воплощает только какую-то одну

истину, один закон в мире - он может быть