Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

земле во всей своей

полноте не возможна_ (%4).

Основной чертой супраментализованной Материи Шри Ауробиндо считает

восприимчивость: она станет способной отвечать сознательной воле и

изменяться в соответствии с ее велениями, как глина меняет свою форму под

пальцами горшечника. Освобождая скрытую духовную силу, которую она

содержит в себе, и становясь открыто сознательной, Материя сможет отвечать

соответствующим вибрациям супраментального сознания точно так же, как мы

отвечаем на вибрацию гнева гневом или на вибрацию любви - теплотой в нашем

сердце. Сознательная податливость, пластичность станет существенным

атрибутом супраментализованной Материи. Все остальные качества проистекают

из этого основного свойства: бессмертие (или, по крайней мере, способность

видоизменять свою форму или даже полностью менять ее), легкость, красота,

озаренность. Таковы будут естественные атрибуты супраментальной Материи.

_Тело может стать открытым сосудом высшей красоты и блаженства, разливая

красоту духовного света, который будет истекать, излучаться из него

подобно тому, как лампа отражает и рассеивает лучи содержащегося в ней

пламени, имея в самом себе красоту духа, радость прозревшего разума,

радость жизни и духовное счастье, радость Материи, обращенной в духовное

сознание и трепещущей в непрерывном экстазе_ (%5). Уже в Ведах говорилось

об этом: 'И тогда человеческое в тебе претворится божьим делом и станет

подобным небесам света, основанным в тебе' (Риг Веда V.66.2).

До свершения этих захватывающих и вполне зримых изменений, которые,

вероятно, будут иметь место в конце процесса, Шри Ауробиндо предсказывает

существенные изменения в нашей физиологии. Мы вернемся к этому вопросу,

когда будем обсуждать практическую работу по трансформации. А сейчас лишь

отметим некоторые функциональные изменения, которые Шри Ауробиндо наблюдал

в своем теле: _Должны настать изменения в оперативных процессах самих

материальных органов и, очень может быть, в самом их строении и в их

назначении; им уже не будет позволено всевластно накладывать свои

ограничения на новую физическую жизнь. ... Мозг становится каналом

сообщения мыслеобразов и батареей их воздействия на тело и на внешний мир,

где они осуществляются прямо и сразу, передаваясь без использования

физических средств от ума к уму, воздействуя также прямо на мысли,

действия и жизни других или даже на материальные объекты. Равным образом

сердце становится прямым каналом сообщения и средой для взаимного обмена

ощущениями и эмоциями, извергнутыми во внешний мир силами психического

центра. Сердце может отвечать прямо сердцу, жизненная сила приходит на

помощь жизням других и отвечает их зову, несмотря на незнакомство и

расстояния, многие существа без всякого внешнего сообщения трепещут от

[принятых] посланий и встречаются в тайном свете единого божественного

центра. Воля может контролировать органы, которые имеют отношение к

пищеварению, автоматически гарантируя здоровье, уничтожая жадность и

желание, вводя в действие более тонкие процессы или извлекая силу и

вещество [substance] из универсальной жизненной силы так, что тело может в

течение длительного времени поддерживать свою силу и вещество, не теряя и

не расходуя их, не требуя, таким образом, поддержки материальной пищи и

продолжая тем не менее напряженную деятельность без усталости или перерыва

для сна или отдыха. ... Вероятно, на вершине эволюции жизни можно вновь

открыть или вновь установить феномен, который мы находим у ее основания -

способность извлекать из всего окружающего средства поддержки и

самовосстановления_ (%6). За пределами Разума совершенный человек

сознательно открывает то, что уже представляет собой Материя несознательно

- Энергию и Покой, - потому что в действительности Материя - это не что

иное, как сон Духа.

На следующей стадии трансформации Шри Ауробиндо предвидит замещение

работы наших органов динамическим функционированием наших центров

сознания - _чакр_. В этом заключается настоящий переход от

животного-человека, зачатого низшей эволюцией, к человеческому человеку

новой эволюции. Этот переход - одна из задач, которые взяли на себя Шри

Ауробиндо и Мать. Уже на самых ранних стадиях йоги мы обнаружили, что все

виды нашей деятельности, от высочайших и до самых материальных, вызываются

и приводятся в движение потоком сознания-силы, который устремляется на тот

или иной уровень, в тот или иной центр, неся в себе вибрации,

соответствующие роду деятельности. Всякий раз, когда мы пытались

сфокусировать