Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

которое пытается описать. Если бы эти философы [writers]

выражали в ментальных терминах некую реализацию, [пусть] даже ментальную,

некий интуитивный опыт [переживание] этого 'Иного, чем Мысль' тот, кто готов

к этому, мог бы почувствовать это [его] сквозь вуаль языка, который они

используют, и подтянуть себя к тому же переживанию [опыту]. Или же, если бы

по достижении [определенных] интеллектуальных выводов они переходили бы к

духовной реализации, находя [определенный] путь или следуя уже найденному,

тогда, следуя за их мыслью, [ищущий] мог бы готовить себя к тому же

переходу. Но ничего подобного нет в их напряженных размышлениях. Они

остаются в области интеллекта, и в этой области они, без сомнения,

превосходны; но они не становятся динамичными [действенным средством] для

духовного опыта.

И вовсе не посредством 'охвата мыслью' всей совокупной реальности, но

посредством изменения сознания можно перейти от неведения к Знанию - Знанию,

посредством которого мы становимся тем, что мы познаем. Перейти от внешнего

к непосредственному и сокровенному внутреннему сознанию, расширить сознание

за пределы эго и тела, возвысить его с помощью внутренней воли и стремления

и открывая [его] Свету до тех пор, пока оно не выйдет в своем восхождении за

пределы Разума, вызвать нисхождение супраментального Божественного через

самоотдачу и самоотречение с последовательной трансформацией разума, жизни

и тела - вот _интегральный_ путь к Истине. *) Именно это мы здесь называем

Истиной и к этому стремимся в нашей Йоге.

15 июня 1930 г.

*) Я уже сказал, что идея Суперразума существовала уже с древнейших

времен. И именно в Индии и еще кое-где предпринимались попытки достичь его,

возвысившись до него, но то, что было упущено, - это способ сделать его

интегральным для жизни и низвести для трансформации всей природы, даже

физической.

--------------------------------------------------------------------------

Приложение II. Из интервью Сатпрема французскому журналисту Ф. Товарницки *)

*) Ниже приводится отрывок из книги Ф.Товарницки 'Семь дней в Индии

с Сатпремом' (Towarnicki F. de. Sept jours en Inde avec Satprem. Paris.

1981. P.20-23).

--

...А затем я увидел Шри Ауробиндо.

И вместе с этим ... в тот самый день, когда я увидел Шри Ауробиндо ...

я вдруг наполнился тем самым, что смутно испытал в детстве и ощутил также в

немецких концлагерях.

Оно находилось здесь, прямо передо мной - оно жило - глядело на меня и

наполняло меня. Оно жило.

Оно было здесь, ЖИВОЕ - все в едином взгляде.

Т.: Попытайтесь вспомнить. Расскажите об этой встрече. Как можно

встретить в Индии такого человека, как три Ауробиндо?

Увидеть Шри Ауробиндо было нелегко - это совсем особый случай, событие

исключительное, потому что он никого не принимал. И лишь три или четыре дня

в году его ученики, ну и вообще все желающие, могли пройти перед ним и

видеть его (в Индии такие дни называются 'даршанами').

И вот в такой день я отправился в толпе народа для того, чтобы пройти

перед ним. Я думал, что он - великий мыслитель, не больше, понимаете, не

больше. Шри Ауробиндо был для меня 'мыслителем', 'философом'. Из тех

немногих его работ, которые я успел к тому времени прочитать для того,

чтобы узнать, о чем собственно все это, я заключил, что Шри Ауробиндо

действительно великий мыслитель.

Впрочем, тот, кого я увидел, был не философ: это был взгляд... Некое

СУЩЕСТВО, БЫТИЕ.

Т.: А где он находился?

Он сидел в большом кресле. Мать - рядом с ним. И на самом деле, это _он_

смотрел на тянущуюся перед ним вереницу людей. А люди проходили перед ним

не для того, чтобы посмотреть на него, но для того, чтобы _его_ взгляд мог

открыть ... приоткрыть дверь в нас - ту дверь, через которую нас нечто

может наполнить - и свершить.

Т.: А вы уже были знакомы с его сочинениями?

Нет, но сразу же, по прибытии в Индию, непосредственно перед встречей я

прочитал '_Этюды о Гите_'. К тому времени я уже прочитал довольно много

книг... Но читая эту особенную работу, я вдруг почувствовал, что это совсем

не то, с чем я имел дело до сих пор, не то, о чем мне доводилось читать или

что я смог понять прежде. Это - что-то другое. И все-таки для меня он был не

больше, чем 'мыслитель'. И вдруг я встречаю его - не философа, но существо

- никого, ему подобного, я никогда не встречал на земле. Это было живое

СУЩЕСТВО, БЫТИЕ. Не человек в костюме или даже в белом _шаддаре_, накинутом

на плечи. Это существо было