Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

он вырастает; его тайна должна

быть открыта в небесном прообразе [архетипе], который вечно цветет в высшем

Свете_ (%6).

Нам кажется, что мы продвигаемся снизу вверх, из прошлого в будущее, от

ночи к свету сознания, но это не что иное, как наше сиюминутное понимание,

которое скрывает от нас целое; в противном случае мы бы видели, что не

прошлое является двигателем нашего продвижения - это будущее тянет, влечет

нас, это свет свыше постепенно проникает в нашу тьму - ибо каким образом

смогла бы тьма создать весь этот свет? Если бы мы родились из тьмы, то и

нашим концом было бы не что иное, как тьма. 'Это вечное Дерево, чьи корни

вверху, а ветви обращены вниз', - говорит Катха Упанишада (VI.I). У нас

возникает впечатление, что мы прикладываем огромные усилия для того, чтобы

расти и понимать и познавать вещи; у нас такое ощущение, что мы интенсивно

стремимся в будущее. Но это показывает ограниченность нашей точки зрения.

Если бы мы могли взглянуть с другой точки, то, возможно, увидели бы, как

сверхсознательное Будущее стремится проникнуть в наше настоящее. И мы

поняли бы, что то, что мы ощущаем как собственное усилие, - это только

сопротивление, вызванное нашей тупостью и невежеством. Будущее движется не

только в направлении снизу вверх - в таком случае земле было бы не на что

надеяться, она закончила бы свой путь взорвавшись в небесах в высшем

психическом напряжении или погрузилась бы вновь в свою темноту. Оно

движется также и сверху вниз; все глубже и глубже нисходит оно в наш

ментальный туман, в витальную мешанину, в тьму подсознательного и

бессознательного - до тех пор, пока оно не озарит все, не раскроет все, не

излечит все и, в конечном счете, не завершит все. И чем глубже оно

нисходит, тем сильнее становится сопротивление - мы живем в Железном Веке,

во время великого Мятежа и Опасности. Но и во время Надежды. В высшей

точке, где это Будущее коснется самых глубин прошлого, где этот свет

прорвется и осветит самое дно Ночи, мы найдем, если на то будет Божья воля,

тайну Смерти и бессмертной Жизни. Но если мы смотрим вниз и только вниз,

то мы найдем грязь и ничего, кроме грязи.

Темная полусфера истины

Итак, пойдем дальше. Ищущий начал свое путешествие с положительного

переживания. Он вступил на путь потому, что ощущал потребность в чем-то

ином. Он стремился к ментальному безмолвию и обнаружил, что само его усилие

вызывает Ответ. Он ощутил нисходящую Силу, новую вибрацию внутри себя,

которая прояснила жизнь, сделала ее ярче. Может быть, он даже пережил некое

внезапное крушение собственной ограниченности и вышел на новый уровень. (Об

установлении нового ритма будут свидетельствовать признаки самые

разнообразные.) Затем, после этого обнадеживающего начала, все начинает

покрываться какой-то пеленой, как будто все, что испытал ищущий, ему

приснилось или он позволил унести себя какому-то ребяческому энтузиазму -

нечто внутри него мстит за себя, вызывая приступы скептицизма, отвращения и

протеста. Это будет вторым признаком, может быть, _истинным_ признаком

того, что он продвигается и вступил в борьбу со всеми реалиями своей

природы или, вернее, что нисходящая Сила начала пахтанье. В конечном счете

прогресс - это не столько процесс восхождения, сколько просветления всего,

что мешает, - ибо когда внутри нас устанавливается подлинная ясность,

просветленность, то все в нас сохраняется. Таким образом ищущий

обнаруживает множество внутренних препятствий. На пути интегральной йоги

мы часто находим самое худшее, желая найти самое лучшее, и встречаем войну,

когда ищем мира и света. Давайте же смело примем все лицом к лицу, ведь это

и _есть_ битва. Пока плывешь по течению, кажешься себе очень милым,

правильным, благородным, но стоит только повернуть, как тут же все начинает

сопротивляться. Мы начинаем на собственной шкуре ощущать гигантские силы,

властвующие над человеком и отупляющие его - чтобы осознать это, необходимо

попытаться выйти из него [течения]. Когда ищущий обретает первое верное

открытие наверху, когда он видит свет, то почти одновременно он ощущает

сильную подсечку внизу, как будто внутри него начинает что-то болеть. Тогда

он начинает понимать, что подразумевал Шри Ауробиндо под _пораженным

мраком, свет клянущим [the wounded gloom complaining against light]_ (%7).

И он получит свой первый урок: за каждым шагом вверх необходимо следует шаг

вниз.

Вместо того, чтобы принимать эти крутые срывы и затяжные отклонения,

депрессии обреченно, как некую фатальную неизбежность,