Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

сожалеем о прошлом, потому что настоящий момент никогда

не бывает таким, каким он должен быть, ему всегда чего-то не хватает, он

ужасно пуст. Для супраментального сознания каждая вещь в любой момент

является полностью тем, чем она должна быть, и такой, какой она должна

быть. Это неизменное постоянное блаженство. Любая часть, любой кадр

великого космического Фильма содержит все предыдущие картины, да и все те,

что последуют, там нет недостатка ни в перспективах будущего, ни в памяти

прошлого: 'То блаженство, которое в высшей степени широко и полно и не

имеет разрыва', - говорит Риг Веда (V.62.9); это _безущербное Блаженство_

[unwounded Delight] (%11), - говорит Шри Ауробиндо. И это также высшее

совершенство пространства. Мы вечно стремимся к новым вещам и находимся в

поисках новых объектов, потому что всякой вещи недостает всех тех вещей,

которые не содержатся в ней; наши объекты пусты, как и наши мгновения. В то

же время супраментальное сознание ощущает в каждом объекте, в каждой вещи,

которой оно касается, тотальность и бесконечность такую же, как и в

необъятности или совокупности всех возможных объектов: _Абсолют находится

везде ... любое конечное - это бесконечное_ (%12). И возникает чувство

вечно обновляющегося чуда, которое появляется не неожиданно, но приходит с

постоянным открытием этой вечной бесконечности, этого вневременного

Абсолюта в каждом объекте, ограниченном в пространстве, в каждом мгновении,

ограниченном во времени. Это высшая полнота жизни. Наша конечная,

преходящая жизнь, действительно, очень бедна, ужасно недостаточна: нам

приходится или поворачиваться спиной к преходящему с тем, чтобы найти

вечность, или отрекаться от нашей потребности в бесконечном для того, чтобы

пережить конечное, тогда как супраментальная полнота находит бесконечное в

конечном и вневременное - в преходящем. Она спонтанно проживает и каждое

мгновение, каждый объект, и рядом же - необъятность, содержащую все

мгновения и все объекты; это два _одновременных_ способа переживания и

видения _одного и того же_.

Супраменальное сознание имеет не только космический аспект, но и

трансцендентный, причем они не противоречат друг другу. Они не только не

противоречат друг другу, но, более того, их одновременность является ключом

к подлинной жизни. Ибо жизнь является недостаточной не только потому, что

объекты ее пусты, а время - раздроблено, но также и из-за того, что ей не

хватает покоя и непоколебимости. Все религии и духовные учения возникли в

результате этой основной потребности человека обрести неизменную Основу,

убежище покоя, не затрагиваемое всем этим хаосом, неопределенностью и

страданиями мира - нечто, находящееся всегда вне его и защищенное. И вот в

ходе наших исканий мы вырвались вдруг в грандиозное Безмолвие, в

Безбрежность вне этого мира, которую мы назвали Богом, Абсолютом или

Нирваной, - слова не имеют никакого значения - мы достигли великого

Освобождения. Это переживание - самое главное в жизни, это основа ее. Если

мы хоть немного приближаемся к этому великому Безмолвию, все меняется -

появляется Уверенность. Мир, безнадежно утопающий, вдруг обрел опору -

скалу. В жизни все шатко, неопределенно; лишь эта Скала никогда не обманет

нас. Именно поэтому говорится, что царство Божие - не от мира сего. Опыт

Шри Ауробиндо тоже начался с Нирваны, но нашел завершение в полноте этого

мира. И здесь есть некое противоречие, которое является очень важным для

понимания _практической_ тайны истинной жизни.

Разум и даже Глобальный Разум наших пророков в своем роде неизличимо

связаны с противопоставлениями (противопоставлениями внутри Единства): если

Бог наверху, то Он не может быть внизу; если это белое, то оно не может

быть черным. В супраментальном переживании все является сферичным, _это

всегда 'да' и 'нет' в одно и то же время_, - говорила Мать, - два полюса

каждой вещи постоянно сопрягаются внутри одного 'измерения' ('тайные

внутренние пространства', - говорили риши Вед II.4.9). Таким образом,

Трансцендентное не находится где-то вне этого мира; Оно - здесь, везде,

полностью внутри него и полностью вне него одновременно. Точно так же

супраментальное сознание - полностью в мире и полностью вне мира; оно и в

вечном Безмолвии, и в гуще всякой суеты; оно пребывает на непоколебимой

Скале и в то же время присутствует в бурлящем потоке. И именно поэтому оно

может поистине наслаждаться жизнью и быть хозяином жизни, ведь если мы

будем находиться только в гуще потока, то мы не обретем ни покоя, ни

господства;