Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

на вполне современном сахарном заводе.

Там было все - на любой вкус. Тот, кто любил рисование, занимался

рисованием; те, кто любили музыку, имели в своем распоряжении

всевозможные музыкальные инструменты, индийские и западные; те, кто

предпочитали педагогическую деятельность, стали учителями в Международном

Центре Образования, в котором был представлен весь академический диапазон -

от детского сада до университетского уровня. Были там также печатный

станок, лаборатории, сады, рисовые поля, мастерские по ремонту легковых и

грузовых машин и тракторов, рентгеновское отделение и операционная. Были

представлены все мыслимые виды человеческой деятельности. Это был

микрокосм. Можно было быть и пекарем, и судомойкой или плотником, если

веришь в добродетель простой работы. Среди всех этих видов деятельности не

существовало никакой иерархии; ни один из них не оплачивался, ни один не

считался высшим по сравнению с другим. Мать обеспечивала все жизненные

потребности в соответствии с нуждами каждого. Единственная настоящая

задача - раскрыть истину своего существа, а внешняя работа - не больше, чем

средство для этого. Было крайне интересно наблюдать, как люди меняли виды

деятельности по мере пробуждения их сознания; быстро рушились ценности

прежних профессий, и поскольку деньги уже не имели никакого значения, тот,

например, кто полагал, что он - доктор, чувствовал себя гораздо лучше в

роли ремесленника, тогда как человек, не имевший никакого специального

образования, вдруг открывал в себе поэтический или художественный талант

или погружался в изучение санскрита или айюрведической медицины. Это была

полная перестройка внешних ценностей в соответствии с внутренними

критериями человека. Когда однажды один из учеников задал Матери вопрос о

том, какой путь участия в супраментальной трансформации является самым

лучшим, он получил следующий ответ: _Путь всегда один и тот же:

реализовывать свое существо в какой угодно форме, любыми средствами, какими

- совершенно неважно, но это единственный путь. Каждый человек несет в

себе истину; именно с этой истиной он должен объединиться и с этой истиной

должен жить; если он делает это, то путь, которым он следует для того,

чтобы соединиться с этой истиной и реализовать ее, является также путем,

который приводит его ближе всего к Трансформации. Т.е. личная реализация

и трансформация неразрывно связаны между собой. Может быть, даже именно

такое многообразие подходов раскроет нам Тайну и откроет дверь, кто знает?_

Не было там также и общинной жизни - только внутренняя связь. Некоторые

ученики сохраняли привычку с тех дней, когда Мать проводила беседы с детьми

ашрама, собираться дважды в неделю для коллективных медитаций. Но больше

всего ученики собирались вместе для занятий спортом (была и общая столовая,

но многие предпочитали питаться дома, со своими семьями или одни). Были

представлены все виды спорта, от традиционной хатха-йоги до тенниса и

бокса, и почти каждый ученик посвящал ежедневно час или два спортивным

занятиям. Море было рядом, но был также и пятидесятиметровый плавательный

бассейн; были там и баскетбольная, и волейбольная площадки, беговые

дорожки, гимнастический зал, боксерский ринг, доджо для занятий дзюдо и

т.д. Там занимались всеми видами спорта и во всяком возрасте - от пяти до

восьмидесяти. Был там и театр, и кинотеатр. Но спорт не был предметом

особого культа, там не создавали кумиров, была одна вера - вера в

божественные возможности человека и в более истинную жизнь на земле. _Все

вы, дети мои, живете здесь в исключительной свободе, - говорила Мать самым

юным. - ...Ни социальных ограничений, ни ограничений моральных, ни

интеллектуальных, нет и никаких правил; только Свет - это все, что

присутствует здесь_. Но этот Свет был очень нужен. Именно там должна была

начаться всеземная работа.

Вправе ли мы говорить о 'всеземной' работе, если речь идет о 1200

учениках или пусть даже о сотне тысяч их? Ашрам на самом деле был лишь

местом концентрированной работы - собственно говоря, ашрам находится везде

в мире, где люди жаждут более истинной жизни, независимо от того, знают ли

они Шри Ауробиндо или нет, потому что их внутренняя ориентация, их

внутренняя потребность заставляет проходить их сквозь то же горнило

суровых испытаний. Трансформация - это вовсе не привилегия одного человека;

наоборот, она нуждается во множестве людей, людей как можно более разных.

Ашрам был лишь символическим пунктом работы, как лаборатория является

символическим, пробным