Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

во время первой мировой войны (28 июля 1915).

--

в Европе): духовная сила теснит сопротивление физического мира, а оно

цепляется за каждый дюйм и предпринимает более или менее эффективные

контратаки. ... И если бы не было силы и Ананды внутри, то кроме

отвращения и безысходной усталости в этой работе ничего бы не было_ (%31).

Битва кажется нескончаемой. 'Копаешь и копаешь', - говорили риши Вед, - и

чем больше копаешь, тем дальше кажется дно. 'Я копаю, копаю... осень за

осенью тружусь я днем и ночью, и с каждым рассветом старость все ближе и

ближе, она уменьшает славу наших тел'. Так тысячи лет назад сокрушалась

Лопамудра, жена риши Агастьи, которая тоже стремилась к трансформации:

'Даже люди древности, умудренные в Истине так, что могли разговаривать с

богами... даже они не дошли'. Но без тени замешательства, так истый риши

(а всякий риши - победитель), ответствует ей Агастья: 'Не пропадет ни грана

в том труде, который охраняют боги. Давай же испытаем всю мощь всех

вражьих сил, что путь наш заслоняют. И победим их здесь уже; так смело в

бой с этой армадою стоглавой' (I.179). Это действительно гидра. Ночь за

ночью, во сне или наяву ищущий открывает поразительные миры. Одну за

другой обнаруживает он сферы, породившие человеческие извращения, войны,

концентрационные лагеря; там подготавливается все, что мы переживаем здесь;

он застает на месте, прямо в их потайных логовищах, те безобразные силы,

которые оживляют в человеке мелочность, жестокость, низость.

_Одинокий исследователь этих грозных царств,

Куда не проникает солнца луч, как в мрачную пещеру. *)

*) Дословно: 'царств, [наглухо] защищенных от солнца, подобно

термитникам' (прим.пер.).

--

(A lone discoverer in these menacing realms

Guarded like termite cities from the sun_) (%32)

Чем большим светом он обладает, тем больший мрак открывается ему. Ночь за

ночью постепенно обнажается эта скрытая язва, которая подтачивает корни

Жизни, ведь до тех пор, пока существует эта гангрена, настоящая

трансформация невозможна. Но если разум и витальное ищущего уже прочно

укрепились в истине, если они достаточно чисты для того, чтобы эти

скрытые силы не могли нанести им вред, то поражается его тело, ибо тело -

это последнее убежище Лжи. И тогда ищущий отлично видит все те лабиринты,

хитросплетения, которыми болезнь и смерть проникают в тело, - каждое

поражение там [в теле] означает поражение здесь [в жизни] - и он ощутимо,

конкретно понимает колоссальную тщетность всех усилий излечить мир с

помощью внешних средств и новых институтов; ибо, как только зло

излечивается в одном месте или искореняется в другом, оно тут же

возрождается где-нибудь в другом месте, в какой-то другой форме. Зло

находится не вовне, оно - внутри, в нижних сферах, и до тех пор, пока эта

особая Болезнь не будет побеждена, больным останется весь мир. Шри

Ауробиндо сформулировал это так: _Старые боги ... умеют

переселяться_. (%33)

В самых глубинных внутренних сферах, глубже, чем вся эта внешняя

дисгармония, глубже даже, чем страх, великий Страх, властвующий здесь и

отсюда всем управляющий, можно обнаружить что-то вроде безграничной

Усталости, которая отрицает жизнь со всей ее болью, не желает света, она

говорит НЕТ всему этому. Ищущий чувствует, что если продолжить

нисхождение, дойти до конца этого отрицания, то можно просто раствориться в

великой нирване окаменения, в то время как экстаз в высших сферах был бы

растворением в великой нирване Света. Но смерть не является

противоположностью Жизни! Это обратная сторона, дверь к светящемуся

Сверхсознательному - в самом конце этого 'Нет' находится 'Да' и еще раз

'Да', которое продолжает вталкивать нас в одно тело за другим, и цель всего

этого - радость. Смерть - не более, чем сожаление этого 'Да', та

грандиозная Усталость в глубинных сферах, некий прообраз Блаженства.

Смерть - это не противоположность Жизни! Это темное освобождение тела,

которое пока еще не нашло озаренного освобождения и вечной Радости. Когда

же тело обретет этот экстаз, безбрежность света и радости внутри

собственной плоти так же, как и в сферах высших, то ему не нужно будет

больше умирать.

Где же теперь во всем этом 'я'? Где 'мои' трудности, 'моя' смерть,

'моя' трансформация? Ищущий пробил тонкую корку собственного

подсознательного, вышел в тотальность мира, и теперь сопротивление

оказывает весь мир: _Это не мы ведем войну, это все воюет против нас!_ Мы

думали, что каждый из нас есть нечто изолированное, каждый