Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

человеку самому достичь суперразума и сверхчеловечества или, по

крайней мере, отдать свою ментальность, жизнь и тело в распоряжение

эволюции на этом великом этапе деятельности Духа, проявляющегося в Природе_

(%1). Мы вплотную приблизились к новому _кризису трансформации_(%2), -

говорит Шри Ауробиндо, - кризису такому же радикальному, как и те, которыми

были отмечены появление Жизни в Материи и появление Разума в Жизни. И

позиция наша очень важна, потому что на этот раз вместо того, чтобы

позволить Природе самостоятельно совершать свою работу и не заботиться о

существующих обстоятельствах, мы можем стать 'сознательными сотрудниками

нашей эволюции'. Как говорит Шри Ауробиндо, мы можем принять вызов или

оставить его незамеченным.

ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО

Какой будет эта новая раса? Понимание конечного результата - это уже

большой шаг на пути, потому что понимание и стремление к этому Будущему

открывают невидимую дверь в нас, через которую могут войти силы более

великие, чем наши собственные, и мы действительно станем сотрудниками. Ведь

это не наши человеческие силы осуществят переход к суперразуму, но это

произойдет благодаря все более и более сознательному подчинению Силе свыше.

Мы уже описали сознание супраментального существа, но, может быть,

имеет смысл повторить вместе с Шри Ауробиндо, что _сверхчеловечество - это

не человек, восходящий к своему естественному зениту, не высшая степень

человеческого величия, знания, силы, интеллекта, воли, характера, гения,

динамической силы, святости, любви, чистоты или совершенства. Суперразум -

это нечто, находящееся за пределами ментального человека и его

ограничений_ (%3). Предоставленный самому себе и достигший своих пределов,

Разум может лишь заковать, закрепостить человека и совсем не в силах

обожить его или даже просто дать ему радость, потому что он представляет

собой орудие разделения, и все его иерархии неизбежно основываются на

грубом господстве, какой бы характер оно ни носило - религиозный,

моральный, политический, экономический или эмоциональный, поскольку в силу

самого своего строения Разум не способен охватить всю полноту человеческих

истин. И даже когда он оказывается способным сделать это, он не может

воплотить это в жизнь. Если бы в конечном счете коллективная эволюция

действительно не могла бы предложить нам ничего лучшего, чем приятную смесь

человеческого и социального 'величия', - какой-то винегрет из Св.Винцента

де Поля *)

*) Известный французский благотворитель, основатель ордена лазаритов

(1576-1660) (прим. пер.).

--

и Ганди - с легкой приправой из марксизма-ленинизма и оплачиваемых

отпусков, то такой конец представляется, не правда ли, еще более

бесцветным, ничтожным и пошлым, чем все эти миллионы 'золотых птиц' или

струнные квартеты, т.е. все наивысшее, что было создано в ходе

индивидуальной ментальной эволюции. Если бы многие тысячелетия страданий и

борьбы завершались бы таким вот маскарадом на земле, то по сравнению с ним

_Пралайя_ или любое другое космическое разрушение, которые пророчили

древние традиции, было бы, наверное, не таким уж плохим концом.

Если наши ментальные способности оказываются недостаточными даже в

высшей точке своего развития, то наши витальные и физические способности -

тем более. Вряд ли Дух, проявляя себя в супраментальном сознании,

удовлетворится телом, подчиненным физическим законам разложения и

тяготения, вряд ли он примет в качестве единственных средств выражения наш

ментальный язык, перо, резец, или кисть с их крайне ограниченными

возможностями, т.е. Материя должна будет измениться - именно это

подразумевается под словом 'Трансформация'. И прежде всего - наша

собственная материя, тело: _В духовной традиции тело считалось

препятствием, не способным к одухотворению или переделке, тяжелым

бременем, удерживающим душу в земной природе и мешающим ее восхождению

или к духовному завершению в Высшем, или к растворению ее индивидуального

существования в Высшем. Но если эта концепция роли тела в нашей судьбе

является вполне приемлемой для садханы [дисциплины], которая

рассматривает землю лишь как поле невежества, а земную жизнь - как

подготовку к спасительному уходу ... то она недостаточна для садханы,

которая понимает божественную жизнь на земле и освобождение самой земной

природы как часть тотальной цели воплощения духа здесь. Если нашей целью

является полная трансформация существа, то необходимой частью этого должна

быть трансформация тела; иначе божественная жизнь на