Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

ищущий сделает их

основой своей работы. В этом двойстсвенном движении восхождения и

нисхождения заключается основной процесс интегральной йоги: _С каждой

покоренной нами вершины мы должны спуститься для того, чтобы привнести

вниз, в низшее смертное движение ее силу и озарение_ (%8). Такова цена

преображения жизни - в противном случае мы будем просто наслаждаться

поэзией и одухотворенностью на вершинах в то время, как внизу прежняя жизнь

будет плестись своим ходом - через пень колоду. Причем на самом деле

движение нисхождения никогда не совершается произвольным решением разума -

чем меньше разум вмешивается, тем лучше. Да к тому же и непонятно, как

Разум может 'нисходить' сидя за каким-то там письменным столом...

Пробужденная и индивидуализированная сознание-сила - вот что совершает в

нас свою работу, совершает спонтанно. Как только мы входим в контакт с

сознанием и светом определенной напряженности, это автоматически оказывает

давление на всю остальную нашу природу, что вызывает соответствующие

реакции помрачения или сопротивления. Это подобно тому, как если бы в

подводный мир океана ввели слишком большую дозу кислорода: обитатели

глубинных вод начали бы неистово сопротивляться или даже взрывались бы.

Обращение сознания - это действительно нечто странное, это похоже на

переход из освещенной комнаты в _ту же самую_ затемненную комнату, из

комнаты, полной радости, _в ту же самую_ комнату, полную боли, - все

остается тем же, та же напряженность вибрации, даже, может быть, сама

вибрация - все та же, но все это вдруг со знаком минус. И тогда мы видим

почти во всех подробностях, как любовь превращается в ненависть, например,

или чистота - в нечистоту: это то же самое, только наоборот. Но до тех пор,

пока наши психологические состояния являются лишь противоположностями друг

друга, а наше добро - обратной стороной зла (или, может быть, лицевой

стороной зла?), жизнь никогда не будет преображена. Необходимо нечто

радикально иное - иной тип сознания. Всем поэтам и созидательным умам

хорошо известны эти прорывы сознания. Как раз в то время, когда Рембо писал

свои 'Озарения', он побывал в странных областях, поразивших его своими

'ужасами'; ему также пришлось пройти через закон 'темного обращения'. Но

вместо того, чтобы подвергаться этим неконтролируемым переходам из одной

крайности в другую, вместо того чтобы восходить не зная как и нисходить

вопреки своей воле, ищущий будет работать методически, сознательно, никогда

не теряя равновесия, и, самое главное, с растущим доверием Сознанию-Силе,

которая _никогда_ не вызывает сопротивления большего, чем он может

преодолеть, и никогда не открывает света больше, чем он может вынести. По

мере того как мы обретаем опыт, пережив один кризис и дождавшись

следующего, мы постигаем метод работы этой Силы и замечаем, что каждый раз,

когда нам кажется, что мы сходим с восходящей кривой или даже теряем нечто

из достигнутого нами, в конце концов мы обретаем то же достижение, но

ступенькой выше, расширенное и обогащенное той частью, которую прибавило к

нему наше 'падение' - не будь этого 'падения', эту низшую часть никогда

нельзя было бы объединить [интегрировать] в высшей части нашего существа.

На коллективной уровне можно, наверное, говорить о подобном же процессе,

приведшем, с одной стороны, к падению Афин, а с другой - давшем возможность

варварам понять Платона. Процесс интегральной йоги - это не прямая линия,

восходящая все выше и выше к какой-то бесконечно удаленной точке, но, как

говорит Шри Ауробиндо, _спираль_, которая медленно и методически

присоединяет одну за другой все части нашего существа, внутри все более и

более широкого раскрытия на _все более и более глубоком_ основании. Мы

различаем не только метод действия, который стоит за этой Силой, или,

вернее, этой Сознание-Силой, но и регулярные циклы и ритм, которые столь же

определенны, как циклы приливов и отливов или фаз Луны. По мере нашего

продвижения эти циклы включают в себя все больше и больше, а их связь с

самим космическим движением становится все более тесной, пока однажды мы не

увидим в собственных падениях периодические нисхождения земного сознания, а

в наших трудностях - беспокойство, сопротивление, бунт [всей] земли. И в

конце концов окажется, что все настолько тесно взаимосвязано, что в

мельчайших вещах, в самых незначительных событиях повседневной жизни и в

окружающих нас предметах мы сможем читать признаки депрессий, охватывающих

всех людей и заставляющих их восходить внутри все той