Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

очень сложным, но все равно это

всего лишь один закон - и полная трансформация не может быть осуществлена

только через это единственное существо, через одно-единственное тело. В

одиночку вы можете достичь собственного совершенства, вы можете обрести

бесконечность и совершенство в своем сознании. Внутренняя реализация не

имеет границ. Но реализация внешняя, напротив, неизбежно ограничена, и для

осуществления некого всеобщего действия необходим какой-то минимум

физических носителей._

В 1940 г., после четырнадцати лет индивидуальной концентрации, Шри

Ауробиндо и Мать открыли двери своего ашрама. Начался третий период

трансформации, период, который сегодня принял мировые масштабы.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД - АШРАМ

Эта подглава имеет (к сожалению) лишь историческое значение. Теперь,

после ухода Матери в 1973 г., условия в Ашраме *)

*) Следует различать Ашрам Шри Ауробиндо и Ауровиль - международный

город, основанный Матерью под эгидой ЮНЕСКО в 1968 г. в 8 км от Пондишери;

это две совершенно разные организации (прим.пер.).

--

резко изменились. Вряд ли 'Ашрам Шри Ауробиндо' представляет собою сегодня

нечто большее, чем просто некоторое преуспевающее учреждение. О

подробностях работы Матери после ухода Шри Ауробиндо в 1950 г., а также о

событиях, которые сопровождали ее уход в 1973 г., можно прочитать в

'Агенде Матери' (13 т., где воспроизводятся записанные на магнитофон

рассказы Матери о работе в теле с 1951 по 1973 г.) и в биографии Матери,

написанной Сатпремом (в 3 т.): I._Божественный материализм, II. Новый вид,

III. Мутация смерти_.

В Индии 'ашрам' - это обычно духовная или религиозная община, члены

которой, направляемые Учителем, отрекаются от всего мирского, предаются

медитации, концентрации и йогическим упражнениям для того, чтобы достичь

'освобождения'. Можно предполагать, что ашрам Шри Ауробиндо имеет мало

общего с этим определением - разве лишь то, что у Шри Ауробиндо и Матери

было несколько учеников. Его нельзя назвать ни каким-то экзотическим

монастырем, ни обителью уединения, покоя, защиты от внешнего мира; это было

больше похоже на кузницу: _Этот Ашрам был создан ... не для отречения от

мира, но как центр и поле практики для эволюции иного вида и иной формы

жизни_ (%32). Еще до своего ареста в Бенгалии, во времена, когда Шри

Ауробиндо даже не помышлял о создании ашрама, он уже говорил: _Духовная

жизнь находит свое самое мощное выражение в человеке, который живет обычной

человеческой жизнью вливая в нее силу Йоги. ... Именно благодаря такому

союзу внутренней и внешней жизни человечество в конце концов возвысится и

станет могущественным и божественным_ (%37). Поэтому он хотел, чтобы его

ашрам был полностью в повседневной жизни, прямо в гуще всего обычного,

мирского, потому что именно здесь, а не на вершинах Гималаев, должна

осуществиться трансформация. В главном здании жила Мать и здесь же - могила

Шри Ауробиндо. Более 1200 учеников всех национальностей и всех социальных

слоев, мужчин, женщин и четырех- или пятисот детей были рассеяны по всему

городу (Пондишери), занимая домов триста, а то и больше. У этого ашрама

не было стен, которые могли бы защитить; защитить мог лишь собственный

внутренний свет, мир с его базаром был тут же, рядом.

Любой человек Запада, который приходил в ашрам с намерением обрести

покой и изучать 'йогу', бывал, конечно, крайне разочарован. Во-первых,

никто не пытался его ничему учить (необходимо было, скорее 'отучиваться'),

не было ни занятий, ни 'учения', за исключением работ Шри Ауробиндо и

'_Вопросов и ответов_' Матери, которые имел в распоряжении каждый (как,

впрочем, и информацию обо всех других учениях, традиционных и

нетрадиционных). Не было и никаких правил. Ученику предстояло все открыть

самому, внутри себя, в гуще активной жизни. Он был предоставлен самому

себе. Да и как можно создать какие-то ментальные правила для работы,

охватывающей все уровни эволюции - ментальный, витальный и психический,

все человеческие типы и все традиции (некоторые ученики были воспитаны как

христиане, другие - как даосы, мусульмане, буддисты, атеисты и т.д.)?!

Каждый должен был обрести свою собственную истину, а не истину соседа.

Некоторые верили в добродетели аскетизма - несмотря на все то, что говорил

об этом Шри Ауробиндо, - и жили в уединении, как аскеты, другие

предпочитали дзюдо или футбол, третьи любили книги и учение, а четвертые

их не любили, некоторые занимались торговлей и производили нержавеющую

сталь, духи, сахар (причем тоннами!)